Apple Books может в скором времени зайти на российский рынок

Пока компания провела несколько встреч с представителями крупных российских издательств.

По информации топ-менеджеров издательского рынка России, несколько представителей Apple Books посетили Россию с целью встречи с ними. Американская сторона задавала вопросы по устройству рынка российских электронных изданий, спрашивала о перспективах роста в этом сегменте, интересовалась степенью развития пиратства. Информации о планах выхода Apple Books на российский рынок электронных книг, от представителей издательств не поступало. Но они не исключают, что американский гигант проводит мониторинг рынка РФ, с целью выяснения перспектив сервиса в стране.

Идея выхода на российский рынок уже рассматривалась Apple в 2013–2014 годах, однако этого так и не произошло.

Представитель Apple прокомментировать ситуацию отказался. Яблочная компания обладает собственным приложением для чтения книг —iBook, разработанным девять лет назад. Подразумевалось, что оно будет использоваться на планшетах iPad, но позже было предустановленно на все устройства компании. Это бесплатный сервис с встроенным магазином iBookStore, с функцией бесплатного скачивания и покупки понравившихся электронных книг. Сведений о заработках на продаже электронных изданий корпорация не публикует. Российские пользователи Apple приобретать книги на русском языке не могут — нет договора с отечественными издателями. Но некоторые книги на русском доступны в iBooks для бесплатного скачивания в формате ePub или pdf. Переходя по ссылке, пользователь автоматически открывает текст в приложении, где можно делать закладки и выделять необходимые фрагменты, также как и с изданиями, приобретаемыми через BookStore.

По словам представителей изданий, причины прежних решений не осваивать российский рынок с Apple Books на встрече не затрагивались. Есть предположение, что стратегия Apple предполагает развитие сервиса сначала на крупных рынках сбыта электронных книг, а российский для этого слишком мал, по сравнению с другими странами. Компания «Литрес» обладает статистикой продаж за 2018 год, судя по ней, рынок электронных книг в России вырос на 43% и принёс 5,3 миллиарда прибыли. Данные же «Эксмо-АСТ» говорят, что продажи электронных изданий не выше 8% от всего книжного рынка — это 79 миллиардов рублей.

Но в сравнении с оценками PwC на территории США, эти цифры слишком малы. Там рынок сбыта электронных изданий достигает 41% от всех продаж книг в стране — 5,3 миллиарда долларов.

Если выделять лидеров продаж в России, то им на протяжении долгих лет является «Литрес», принадлежащий «Эксмо-АСТ» и «Озону». По данным аналитического агентства, доля компании и входящего в неё ответвления MyBook на лицензионном рынке дошла до 66%. По словам представителя агрегатора, прошлый год обозначился ростов доходов на 48%. Иностранные сервисы, представлены на российском рынке электронных изданий магазином приложений Google Play. По оценке эксперта, 10–12% российского рынка, занимаемые сервисом, не мешают росту местных представителей и позволяют им активно развиваться самостоятельно. Примерная доля книжного рынка Apple в США составляет около 9–10%. Выход корпорации на российский рынок совершенно точно поможет развить его, но к перераспределению существующих ролей привести не сможет.

Русскоязычные издания можно приобретать с помощью сервиса Amazon, они также не имеют прямых контактов с издательствами в России, но работают через посредников. По мнению одного из издательств, ещё один крупный сервис поможет развитию российского легального рынка продажи электронных книг. А отечественные издательства, помимо сотрудничества с крупными сервисами, смогут более активно развивать и собственные платформы по продаже электронных изданий.

 

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: ПО, Web

Ключевые слова: Apple, электронные книги