Apple выбрала в России двух оптовых дистрибуторов iPhone, ими станут Merlion и входящий в группу "Ланит" diHouse, сообщил источник "Ъ" на IT-рынке. "Решение о том, что они будут работать по iPhone, уже принято. Идут формальные проверки",— уточнил он. Гендиректор Merlion Сергей Расколов сообщил, что его компания "с большой вероятностью станет дистрибутором iPhone". "Мы участвовали и участвуем в конкурсе Apple на выбор оптового партнера iPhone, который начался в июле. Итоги конкурса пока не подведены",— сообщил господин Расколов. Гендиректор diHouse Юрий Родный не стал комментировать тему конкурса Apple. Представитель российского офиса корпорации Apple также воздержался от комментариев.
В России iPhone с 2008 года продавали "ВымпелКом", МТС и "МегаФон", которые реализовывали iPhone как в собственных салонах, так и поставляли устройства во все российские розничные сети. Изначально Apple поставила операторам амбициозный план по продажам.
Так, "Вымпелком" должен был закупить 1,5 млн iPhone у Apple, но не смог выполнить условия договора. С тем же столкнулся сначала "МегаФон", а затем и МТС. В частности, МТС в 2008 году обязалась продать 1,5 млн iPhone, но к концу 2011 года МТС выполнила лишь 29% плана. "Мегафон" прекратил работу с Apple в 2010 году, контракт с МТС завершился в сентябре 2012 года, а "Вымпелком" отказался от партнерства минувшим летом.
В результате сложилась ситуация, что у Apple не было партнеров по оптовым поставкам iPhone, объясняет сотрудник одного из ритейлеров. Конечно, покупатели сейчас могут в розницу приобрести официально поставленный iPhone в российском интернет-магазине Apple или в сети "Связной" (имеет прямой контракт с Apple исключительно на продажу в собственной розничной сети). Но после того как "Вымпелком" потерял статус дистрибутора iPhone, крупным оптовикам обратиться было не к кому, говорит собеседник "Ъ". Теперь у Apple их будет два — Merlion и diHouse, констатирует он. Вдобавок к этому Apple в России будет иметь двух партнеров по розничным продажам: наряду со "Связным", вторым партнером станет либо "Евросеть", либо "М.Видео", которые уже ведут соответствующие переговоры.
По данным "Евросети", в январе—июле 2013 года доля Apple на российском рынке смартфонов в штучном выражении составила 9%. Лидирующую позицию на рынке сейчас занимает Samsung (31%,), следом идет Nokia с долей 15%.
Как рассказал "Ъ" Сергей Расколов, Merlion планирует поставлять iPhone как в крупные розничные сети — "Связной", "Евросеть" и сеть салонов связи МТС, так и партнерам с меньшим объемом продаж. Он не раскрыл "Ъ" условия контракта с Apple, сославшись на соглашение о конфиденциальности. "Прогноз объема продаж iPhone, который мы предложили Apple, совпал с желанием самой корпорации",— сказал господин Расколов.
Merlion считается крупнейшим дистрибутором компьютерной техники и электроники, в его портфеле более 200 дистрибуторских соглашений, среди них контракты на поставки сотовых телефонов и смартфонов Samsung, Nokia, Sony, Huawei, ZTE. Входящий в IT-холдинг "Ланит" diHouse — давний партнер Apple, который пока не занимался поставками iPhone. Менеджер, знакомый с бизнесом Apple, считает, что у корпорации вряд ли получится диктовать условия дистрибуторам, как это было в отношениях с сотовыми операторами. Кроме того, Apple было невыгодно затягивать процесс поиска партнеров в преддверии старта продаж новых iPhone 5S и iPhone 5С. По словам Сергея Расколова, новые iPhone могут появиться в России уже в ноябре.
Владислав Новый