О повышении "старых" тарифов рассказали ComNews несколько источников на рынке, столкнувшиеся с такой ситуацией. Операторы отмечают, что изменения архивных тарифов происходит у них регулярно. При этом меняются тарифы как в большую, так и в меньшую сторону.
"Разносторонние изменения тарифов происходят у нас периодически - и в большую, и в меньшую сторону. Так было и раньше, и зависит это от разных факторов", - подтверждает пресс-секретарь ОАО "МегаФон" Алия Бекетова. Этот оператор заранее информирует абонентов о смене цен, отмечает она.
"Мы пересматриваем линейки тарифов, запускаем новые предложения, соответственно, прежние предложения уходят в архив, - говорит руководитель направления по взаимодействию со СМИ ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Дмитрий Солодовников. – При этом потерявшие свою актуальность тарифы или опции или закрываются, или изменяются".
По его словам, последние полгода не стали исключением: несколько тарифов и опций были закрыты для подключений, так как "давно потеряли актуальность". В зависимости от региона пользователям было предложено перейти на более выгодные тарифы, или параметры тарифов были актуализированы, отмечает Солодовников.
"Tele2 Россия" раз в год проводит "оптимизацию тарифного портфеля", чтобы сократить количество планов, поддерживаемых биллинговой системой, рассказывает представитель компании Ирина Рыбакова. "Как правило, это касается тарифов, которыми пользуется небольшое количество абонентов, - подчёркивает она. - Это позволяет нам оптимизировать затраты на поддержку биллинга".
Архивные тарифы, как правило, невыгодны для самих клиентов, но иногда в силу привычки и нежелания предпринимать какие-то действия они предпочитают оставить все как было и плыть по течению, упуская возможность получить больше за те же деньги, считает пресс-секретарь ОАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") Анна Айбашева. Уже больше года эта компания следует стратегии, согласно которой изменения для определенной группы тарифных планов не могут происходить чаще двух раз в год. Обо всех изменениях абоненты предупреждаются за 10 дней в личном кабинете, SMS-сообщением, а также на сайте "ВымпелКома", напоминает Айбашева.
Сотовые операторы изменяют архивные тарифы регулярно, говорит консультант исследовательского агентства iKS-Consulting Максим Савватин. "По факту те, кто "сидит" на архивных тарифах, могут платить за связь существенно больше", - объясняет он. Это выгодно операторам, однако обслуживать старые тарифы затратнее, указывает эксперт.
Архивные тарифы невыгодны пользователям из-за более низкой стоимости минуты в актуальных линейках, сформированных по принципу "всё включено", указывает консультант департамента беспроводных технологий агентства J'son & Partners Сonsulting (J&P) Алексей Никушин. Часто смена условий тарифов не связана напрямую с увеличением или уменьшением, например, стоимости минуты вызова, добавляет руководитель департамента сотовой связи и цифровых устройств J&P Евгений Альминов. По его словам, операторы могут заменить посекундную тарификацию услуги на поминутную, а стоимость услуги оставить прежней.
При этом сотовые компании не всегда корректно оповещают абонентов об изменении тарифов, подчеркивает Савватин; часто компании ограничиваются объявлением на сайте, которое пользователи могут не увидеть. "Многие люди старшего и пенсионного возраста не следят за актуализацией тарифных предложений и вынуждены тратить заведомо большие деньги за предоставление меньшего объема услуг", - подтверждает Алексей Никушин.
Связи между экономическим кризисом и пересмотром архивных тарифов Максим Савватин не заметил. Роуминговые тарифы уже выросли, действующие пока держатся на уровне, напомнил он. "Вряд ли кто-то пойдет на резкое увеличение актуальных тарифов", - уверен представитель iKS-Consulting.
Серьезно повышать стоимость услуг в существующих тарифных планах операторам сейчас просто невыгодно, соглашается Евгений Альминов. В кризис скорее увеличилась активность операторов по разработке и продвижению новых тарифных планов, продолжает он. "Если раньше значительная часть тарифных планов была без абонентской платы, то сейчас набирают популярность пакетные тарифы с включенными минутами, SMS и мобильным Интернетом", - констатирует Евгений Альминов.
Число пользователей на архивных тарифных планах составляет около 20%, знает Алексей Никушин. "Оператор не торопится принудительно переводить их на актуальные тарифы, объясняя это тем, что абонент должен сам для себя выбрать модель потребления, а если он не обращается в офис обслуживания, значит, его все устраивает", - подчеркивает эксперт.
Доля абонентов "Tele2 Россия", которые пользуются архивными тарифами, в зависимости от региона может составлять от 50% до 70%, отмечает Ирина Рыбакова. Остальные игроки рынка этот показатель раскрывать не стали, хотя Анна Айбашева отметила, что доля старых тарифов "планомерно снижается".
Даниил Сидоров