Компания NC Europe Holdings B.V. (Naspers Russia Classifieds), являющееся подразделением южно-африканского фонда Naspers, купила 29,1% акций Avito за $1,16 млрд. В результате сделки теперь ее доля выросла до 99,6%. С учетом суммы сделки бизнес Avito оценен в $3,85 млрд, сообщается на сайте фонда.
До сделки миноритарными акционерами Avito были Swedish Fund Vostok New Ventures (13,3%), «дочка» Baring Vostok – Geliria Holdings (4,2%), а также основатели и менеджеры компании (10 и 4,6% соответственно). После сделки 0,4% акций сервиса осталось у менеджеров компании, сообщил Naspers без уточнения конкретных лиц.
Naspers планомерно увеличивает долю Avito. Впервые он инвестировал в сервис в 2013 г. В 2015 г. фонд довел долю до 67,9%. Тогда Avito была оценена в $2,7 млрд. Исходя из нынешней оценки в $3,85 млрд, можно сделать вывод, что за три прошедших года оценка стоимости бизнеса Avito выросла почти в 1,5 раза.
Масштабы бизнеса Avito можно выразить в следующих цифрах. В настоящее время в его базе размещены 2,5 млн объявлений в разделе о недвижимости, 800,000 резюме и вакансий, 1 млн предложений услуг, 700,000 объявлений о продаже автомобилей, 31 млн объявлений в разделе «Товары».
Интересы нового приобретения Naspers объявил Боб ван Дейк, гендиректор компании. С его слов, инвестиция в Avito сможет укрепить позиции компании на мировом рынке классифайдов и на российском интернет-рынке. Nаspers верит в долгосрочные перспективы развития компании Avito на российском рынке.
Компанию Avito основали в 2007 г. предприниматели Йонас Нордландер и Филип Энгельберт. Два года спустя под этим именем в Рунете заработала полноценная доска бесплатных объявлений (сейчас часть объявлений уже платная) о продаже или покупке вещей, сдаче и продаже недвижимости, автомобилей и т. п.
Основной источник доходов Avito – взаимные платы за продвижение объявлений. По данным аналитической компании Research and Markets, по итогам 2018 г. Avito находится на 2-м месте в рейтинге самых посещаемых классифайдов в мире после американского сайта Craigslist.org. Его ежемесячная аудитория составляет около 60 млн человек. У Avito этот показатель составляет 34,3 млн человек.
С апреля по сентябрь 2018 г. выручка Avito увеличилась на 30% до 10,3 млрд руб. ($162 млн), скорректированная EBITDA – $103 млн. Получается, Avito оценена почти в 20 годовых EBITDA.
По данным IAB Russia, в 2017 г. сегмент классифайдов (включает в себя продажу рекламы в сервисах объявлений и маркетплейсах) вырос в России на 20% и составил 30 млрд руб. Мировой рынок классифайдов уже превышает $100 млрд, пишут аналитики банка. Аналитики Goldman Sachs прогнозируют, что к 2020 г. годовой заработок российских классифайдов вырастет более чем в 1,5 раза – примерно до 47 млрд руб.