Проект поправок к закону "О связи" и Гражданскому кодексу (ГК) внесла в Госдуму в октябре 2010 года группа депутатов "Единой России": председатель комитета по финансовому рынку Владислав Резник, председатель комитета по культуре Григорий Ивлиев, лидер группы "Любэ" Николай Расторгуев, а также Юрий Исаев и Наталья Бурыкина (см. "Ъ" от 12 октября 2010 года). Они предлагали законодательно зафиксировать ставку ежеквартальных отчислений в размере 2% выручки компаний, работающих в области связи, от оказания абонентам услуг, "использованных для свободного воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях". Такими услугами являются и интернет, и мобильная связь, то есть платить операторам и провайдерам пришлось бы практически со всей выручки, пояснял тогда "Ъ" господин Резник. Необходимость введения отчислений обосновывалась тем, что фонограммы и аудиовизуальные произведения свободно распространяются с помощью услуг связи, но их авторы, исполнители и изготовители не получают за это соответствующего вознаграждения.
Законопроект был рассмотрен в правительстве, официальный отзыв которого, подписанный главой аппарата правительства, вице-премьером Вячеславом Володиным, опубликован на сайте Госдумы. Господин Володин указывает, что согласно действующему законодательству отчисления за личное копирование ложатся только на производителей и импортеров записывающего оборудования и носителей. Присоединение к ним еще и операторов связи фактически приведет к тому, что конечные пользователи прав, то есть граждане, будут облагаться сбором за возможность личного копирования дважды: при покупке оборудования и при оплате услуг связи.
Правительство, видимо, ощущает, что гайки и без того перекручены, предполагает ведущий юрист компании "Налоговик" Николай Дубровин. Он уточняет, что "ни технически, ни юридически" заключение правительства не требуется для прохождения закона, хотя исполнительная власть "довольно обоснованно и правомерно мотивирует свой негативный отзыв". Источник, близкий к инициаторам законопроекта, подчеркнул, что отрицательный отзыв правительства снижает шансы на его прохождение, но отметил, что авторы не откажутся от своей идеи.
Согласно ч. 4 ГК, отчисления за личное копирование в пользу авторов, исполнителей и изготовителей фонограмм должна централизованно собирать организация по коллективному управлению правами, аккредитованная Росохранкультурой. В октябре ведомство предоставило соответствующую аккредитацию Российскому союзу правообладателей (РСП; учрежден Российским авторским обществом и Союзом кинематографистов Никиты Михалкова). По экспертным оценкам, РСП мог бы собирать с импортеров и производителей техники до $100 млн в год по утвержденной правительством ставке в размере 1% от таможенной стоимости или цены реализации товара. В случае принятия законопроекта господина Резника к этой сумме могли бы прибавиться более $400 млн. Впрочем, в январе этого года аккредитация РСП была отменена судом по заявлению Российского общества по смежным правам, также претендующего на эти отчисления. Апелляционную жалобу на это решение суд рассмотрит 11 марта.
Павел Белавин