Предусматривающие новые требования к операторам связи при оказании контентных услуг поправки вступили в силу с 1 мая 2014 года. Поводом для их принятия стали многочисленные жалобы пользователей, с которых за подключенные без их согласия дополнительные услуги – рассылки, платные справки и другие – списывались немалые суммы. Изменения законодательства гарантировали абонентам право открыть у сотовой компании отдельный лицевой счет для оплаты информационных услуг в пределах внесенной на него суммы. Деньги на основном счете в этом случае защищались.
По данным надзорного ведомства, за год отдельный счет открыло 1653 тысячи абонентов. Чаще всего такой возможностью пользовались клиенты ОАО «Вымпел-Коммуникации» (торговая марка «Билайн») – более 1,3 млн счетов (ровно половина из них – физические лица), на долю «Мегафона» приходится почти 350 тысяч счетов. А вот в ОАО «МТС», на которое, по данным надзорных органов и судебной практики, ранее поступало больше всего жалоб, открыт всего 541 счет.
Вместе с тем в Роскомнадзоре отмечают, что ряд абонентов использовали альтернативные способы защиты от неправомерных списаний. Так, более 4 млн клиентов «Мегафона» подключили такие услуги, как постоянный или временный запрет на контент, запрет информационно-развлекательных сервисов и другие.
В «МТС» объясняют низкий спрос на отдельные счета эффективностью принятых компанией мер по противодействию несанкционированным списаниям с лицевых счетов за контент-услуги, в том числе путем увеличения штрафных санкций против недобросовестных контент-провайдеров. «В результате актуальность такой проблемы постепенно сходит на нет», – пояснили журналисту «Фонтанки» в пресс-службе оператора.