Государственных и муниципальных служащих освободят от обязанности информировать руководство о своих аккаунтах в социальных сетях, блогах и форумах. С таким предложением выступило Министерство труда и социальной защиты РФ, которое уже разрабатывает соответствующий проект федерального закона. Как пояснили в ведомстве, мониторинг правоприменительной практики показал, что госслужащие испытывают затруднения в исполнении требования о представлении полных сведений о соцсетях. Но совсем отказываться от проверки электронных страниц чиновников ведомство считает нецелесообразным: отчитываться придется тем чиновникам, на которых поступят жалобы.
Действующими редакциями федеральных законов «О государственной гражданской службе РФ» и «О муниципальной службе в РФ» предусмотрена обязанность представления госслужащими сведений об адресах сайтов и страниц в интернете, на которых они размещали общедоступную информацию, а также данных, позволяющих их идентифицировать за три календарных года, предшествующих году поступления на службу. Эта норма вступила в силу 1 апреля этого года. Ранее в Минтруде заявляли, что главная цель такого регулирования — это «обеспечение соблюдения гражданскими служащими правил профессиональной этики».
— Законопроектом предполагается ограничить круг служащих, обязанных представлять сведения, только служащими, в отношении которых поступила информация о нарушении ими требований к служебному поведению, — пояснили в Минтруде.
В ведомстве рассказали, что мониторинг правоприменительной практики выявил значительные затруднения у служащих в представлении сведений о социальных сетях за последние три года. В министерстве предлагают обязать служащих, если те нарушили требования к служебному поведению, предоставлять информацию лишь за прошедший год.
По словам представителей Минтруда, затруднения в большинстве госорганов взывала и неоднозначность понятия «данные, позволяющие идентифицировать личность». Поэтому законопроектом вводится его определение. Это фамилия, имя, фотография, место службы или иная информация, относящаяся прямо или косвенно к служащему или гражданину, в совокупности позволяющая его идентифицировать.
— Такой подход связан с тем, что зачастую в информационно-коммуникационном пространстве пользователи могут публиковать информацию с указанием только псевдонима. Вместе с тем другие пользователи могут идентифицировать лицо по публикуемой им информации или в связи с тем, что им не скрывается факт своей принадлежности к тому или иному сайту, — сказали в Минтруде.
В ведомстве отметили, что если чиновник «забудет» или сокроет при проверке какие-то свои аккаунты, то это будет рассматриваться как представление недостоверных и неполных сведений и может привести к освобождению от должности.
По мнению директора Экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николая Калмыкова, сбор подобной информации о присутствии в соцсетях всех госслужащих слишком трудозатратен, но за провинившимися стоит следить.
— Смотреть нужно за теми, на кого поступили жалобы. Естественно, самих госслужащих необходимо просвещать с точки зрения ответственности. Если они неэтично себя ведут даже под другим именем, они должны осознавать, что за это придется нести ответственность. Госслужащий должен быть примером, а не причиной скандалов и интриг, — сказал Николай Калмыков.
Примером резонансного высказывания чиновника в соцсетях стала запись экс-замминистра экономического развития Сергея Белякова на его странице в Facebook в августе 2014 года. Госслужащий написал, что сожалеет о принятом правительством решении о «заморозке» пенсий на 2015 год. Он заявил, что подобная мера негативно скажется на российской экономике, и извинился за действия министерства. В тот же день Сергей Беляков был освобожден от должности.
Павел Панов