Около 21% городского населения России почти или полностью не обеспечено локальными цифровыми услугами, говорится в исследовании Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ и «Яндекс.Такси». Во многом это связано не только с отсутствием инфраструктуры, но и с привычками горожан, что иллюстрирует практика покупок через интернет, отмечают эксперты. Так, в малых населенных пунктах интернет преимущественно используется для общения, а товары и услуги онлайн ищет только каждый третий житель, тогда как в миллионниках это привычно для половины населения. Никогда не покупали товары или услуги через интернет в малых городах 60%, а в миллионниках — 40%.
Отличается и опыт получения государственных и муниципальных онлайн-услуг, особенно во взаимодействии с местными учреждениями, например, при записи к врачу и решении вопросов в сфере ЖКХ. Доля горожан, получающих такие услуги через интернет, в малых городах и миллионниках различается почти на 20 процентных пунктов. В малых городах остается низким проникновение локальных онлайн-сервисов, привязанных к территории: доставки на дом, заказа еды и билетов на мероприятия, местных интернет-магазинов, такси и др. По мнению экспертов, менять эту парадигму помогает появление информационных сервисов (например, с анонсами мероприятий) и онлайн-заказа такси. Благодаря этому происходит создание базовой цифровой инфраструктуры, в том числе актуализация картографических данных.
Затем в населенные пункты приходят сервисы по доставке товаров, а на третьем этапе появляются компании, оказывающие услуги пользователям.
Цифровизация регионов все еще остается неоднородной с перевесом в пользу европейской части страны, соглашается директор Института исследований интернета Карен Казарян. Одним из основных ограничений остаются невысокие доходы населения, считает он: больше половины денежного оборота электронной коммерции приходится на Москву, Санкт-Петербург и их области, тогда как наибольшее количество потенциальных покупателей проживают именно в малых городах. Их цифровизация должна проходить по другому сценарию, нежели в крупных городах, полагает эксперт: необходимо плотное взаимодействие с жителями, эффективное использование городских данных, обмен лучшими практиками внедрения технологий между городами.
Интернет-компании прилагают усилия для развития в малых городах. По словам директора по развитию бизнеса «Яндекс.Такси» в России Алексея Федотова, за январь—май 2018 года сервис был запущен в 312 малых и моногородах. Компания также помогает прорисовывать их карты. Например, в столице Ингушетии городе Магас на сегодняшний день более 70% жилых домов на карте имеют адреса, хотя до запуска «Яндекс.Такси» и актуализации «Яндекс.Карт» этот уровень составлял лишь 30%, отмечается в исследовании.
«Действительно, в малых городах и у нас в том числе есть проблемы с тем, чтобы жители пользовались услугами, к примеру, интернет-магазинов, финансовых сервисов. Таких услуг, по сути, и нет»,— рассказал “Ъ” мэр города Магас Беслан Цечоев. Кроме того, операторы сотовой связи в Магасе пользуются устаревшим оборудованием, сетует он. «Пока они его обновляют и устанавливают дополнительное оборудование, население не всегда может пользоваться качественной связью и интернетом. Но мы намерены это исправить»,— отметил господин Цечоев.
Роман Рожков, Владислав Новый