Об этом объявил вчера директор по развитию и управлению продуктами ГК Danycom Петр Кушиков на пресс-конференции компании в Краснодаре, посвященной запуску новой тарифной линейки и планам по международной экспансии. "В Эстонии мы планируем запустить коммерческие операции до конца октября 2019 г., – поделился планами Петр Кушиков. – Сейчас мы формируем команду и готовимся к запуску".
Danycom.Mobile собирается делать упор на свой freemium тариф. Идейно он будет повторять тарифный план "Бесплатный", уже действующий на территории РФ. По нему российским абонентам полагается 1 Гб, 30 мин. и 50 SMS, потребление сверх пакета оплачивается дополнительно из расчета: 1 Мб интернет-трафика – 8 коп., 1 секунда разговора – 3 коп., 1 SMS – 25 коп. Для эстонских абонентов базовое количество минут, гигабайтов и SMS компания анонсирует позднее.
Кроме того, Danycom.Mobile дополнит перечень оказываемых услуг для европейцев бесплатной доставкой SIM-карт и возможностью делиться SMS, минутами и гигабайтами с близкими и друзьями. В ближайшее время холдинг собирается запустить курьерскую службу Danycom.Express в Эстонии. Основную ставку оператор делает на онлайн-продажи, поэтому собирается продвигать свои мобильные услуги по диджитал-каналам.
Выбор Эстонии среди других европейских стран Петр Кушиков объяснил рядом причин. К ним он отнес комфортную налоговую среду, доступность электронных услуг, высокие зарплаты у населения, а также около 50% русскоговорящих граждан. Более того, в Эстонии у компании уже есть свой SMS-агрегатор.
По словам Петра Кушикова, Danycom.Mobile станет первым MVNO в Эстонии. Оператор будет работать на сетях шведской Tele2. В данный момент в Эстонии работают три оператора: Telia (1 млн абонентов), Elisa (563 тыс.) и Tele2 (510 тыс.) при населении в 1,3 млн человек.
Европейская экспансия Danycom.Mobile предполагает выход 8 стран. Наряду с Эстонией, холдинг собирает запустить MVNO в Польше, Бельгии, Италии, Португалии, Франции, Финляндии и Чехии. При этом выхода в другие страны вне ЕС компания пока не планирует. "Для нас важна Европа, потому что у нас есть там SMS-агрегатор (у Danycom работают два SMS-агрегататора в Эстонии и в Краснодаре – прим. ComNews). Развитие мобильного оператора в Европе позволит нам поднять маржинальность по SMS-агрегации", – пояснил директор по стратегическому маркетингу ГК Danycom Олег Терещук.
Если говорить о привлекательности, то европейских абонентов вполне может заинтересовать фримиумная модель получения услуги, комментирует анонсированный выход Danycom.Mobile в Эстонию аналитик MForum Analytics Алексей Бойко. Однако для объективной оценки нужно дождаться публикации оператором деталей тарифа, продолжает он. "В целом, история MVNO пока не изобилует успехами, поэтому в отношении перспектив проекта у меня сохраняется скепсис, как на российском рынке, так и за его пределами, – говорит Алексей Бойко. – Число подключений в Эстонии через год будет определяться, прежде всего, условиями тарифа, которые пока неизвестны. Если оператор к августу 2020 г. наберет в Эстонии порядка 30-40 тыс. абонентов – это будет хорошим результатом".
Руководитель Content Review Сергей Половников полагает, что шансы набрать абонентскую базу в Эстонии у Danycom.Mobile есть, но ее объем будет зависеть от маркетинга компании. В целом же, freemium-модель оператора в Европе оказалась не востребована. По его словам, причина заключается в рекламодателях, которым не нужна неплатежеспособная аудитория.
Аналитик iKS-Consulting Максим Савватин сомневается в том, что тариф "Бесплатный" заинтересует большое число потенциальных абонентов в Эстонии. "Рынок перенасыщен предложениями традиционных операторов, prepaid-тарифы которых можно купить всюду, заплатив 1€ и уже сразу после активации получив выгодный тариф и доступ к сети традиционного оператора, а не MVNO. В таких условиях предложение Danycom.Mobile обречено быть крайне нишевым и вряд ли найдёт долгосрочного пользователя, – считает аналитик iKS-Consulting. – На этапе первичного распространения SIM-карт тариф может заинтересовать новаторов, но на большую долю рынка рассчитывать не стоит".
Согласно данным iKS-Consulting, проникновение по активным SIM-картам в Эстонии на конец второго квартала 2019 г. составило 90%. "Несмотря на то, что на рынке множество предложений с prepaid, более 80% подключены к контрактным – postpaid-тарифам – что говорит о зрелости рынка. Это означает, что мы уже отсекаем значительную долю абонентов, которые лояльны брендам основных операторов, и вряд ли перейдут на Danycom.Mobile только из-за её модели, – рассуждает Максим Савватин. – То есть Danycom будет априори конкурировать в нише, где продажи всех prepaid-подключений относительно рынка невелики, и при этом ниша занята prepaid-брендами от крупнейших операторов". По прогнозам iKS-Consulting, к концу 2020 г. число активных SIM-карт на рынке Эстонии существенно не изменится по сравнению с сегодняшними показателями. При этом доля Danycom.Mobile на рынке Эстонии не превысит 5-7%, то есть порядка 100 тыс. активных абонентов, ожидает Максим Савватин.
Анна Устинова