Законопроект об определении порядка дистанционного обучения был внесен в Госдуму уже второй раз, и второй раз депутаты отказались его рассматривать. С предложением снять проект с рассмотрения обратились депутаты КПРФ Вера Ганзя и Валерий Рашкин. По их словам, законопроект не прошел должное обсуждение в Госдуме. "Нам поступает огромное количество сообщений по данному законопроекту с просьбой его дополнительно обсудить, не рассматривать в спешном порядке. <...> Вносится предложение снять вопрос с повестки сегодняшнего заседания для дополнительного рассмотрения в рамках комитета, проведения консультаций и диалога со всеми фракциями", - отметил спикер Госдумы Вячеслав Володин. Такое решение принято единогласно: "за" проголосовали 394 депутата.
Законопроект инициировала группа сенаторов во главе с вице-спикером Совета Федерации Ильясом Умахановым, а в Госдуму он был внесен в мае 2020 г. Документ предполагает изменения в закон "Об образовании в Российской Федерации" и уточняет полномочия Минпросвещения и Минобрнауки в установлении порядка применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
"Причин у происходящего много. Одной из них, безусловно, является мощнейший отрицательный резонанс у населения. Задача никаким образом не проработана до конца и не имела широкого обсуждения. До сих пор никто не дал ответы на такие насущные вопросы как: с кем будут находиться дети во время домашнего дистанционного обучения; кто и в какие сроки и каким оборудованием должен обеспечивать учащихся и учителей на дистанционном обучении; есть ли вообще доступ к сети интернет на всем пространстве, где предполагается дистанционное обучение, как вообще данные меры скажутся на качестве образования и главное - как скажется многочасовое нахождение за компьютером на здоровье подрастающего поколения, - рассказал представитель Московского технического университета связи и информатики (МТУСИ) корреспонденту ComNews. - Получение среднего профессионального и высшего образований невозможно в режиме полного дистанционного обучения. Да, в связи с крайними мерами, принятыми по нераспространению коронавирусной инфекции, высшее образование было вынуждено уйти на удаленку. Выстояло, приспособилось к новым обстоятельствам, постаралось осуществить переход без потери в качестве. Но кто оценит ту потерю, которая неизбежно происходит с отсутствием практики? Во что выльется подобная подготовка через некоторое время? Ответ прогнозируемый. Учебное заведение - не просто пространство для получения образования. Это точка притяжения молодежи, включающая в себя не только комфортное место для учебы, но и площадку для взаимодействия и общения. Навыки коммуникаций, необходимые каждому человеку на протяжении жизни, не могут быть приобретены вне социума (сидя дома у компьютера). В ходе рассмотрения обнаружилось, что данный законопроект не является приоритетным для правительства, хотя оно и поддерживает документ, разработанный группой сенаторов. В итоге депутаты единогласно проголосовали за снятие законопроекта с рассмотрения".
Первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал не согласен с представителем МТУСИ. "Законопроект по внедрению цифровой образовательной среды - один из важнейших законодательных актов, которые необходимо будет принять в ближайшие годы, и дело здесь не только в пандемии, - считает он. - Помимо проникновения цифровизации во все аспекты образовательного процесса, существует фактор ежегодных заболеваний, например, эпидемий гриппа и ОРВИ. В осенне-зимний период ученики некоторых регионов уходят на дополнительные каникулы, и при этом не могут полноценно получать знания, страдает учебный процесс и успеваемость. Цифровые занятия помогут решить эту проблему, но пока система порталов несовершенна, из-за повышенных нагрузок возникают сбои, которые приносят дополнительные сложности и самим ученикам, и педагогам, и их родителям. В начале пандемии школы были вынуждены перейти на дистанционный формат работы, но это была экстренная мера, а не целенаправленный и продуманный процесс, который должен был начинаться с полномасштабного тестирования. Если законопроект принять сейчас, в сыром виде, будут то и дело возникать проблемы, возрастет недовольство родителей и педагогического коллектива. Поэтому законопроект решили отложить. В стране планируется проведение вакцинации, которая позволить обезопасить граждан и снизить количество заболевших. В таких условиях дети смогут свободно посещать школы, используя электронные журналы как дополнительный удобный инструмент работы".
По информации ТАСС, лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский обратил внимание на необходимость принятия мер, которые позволят ограничить контакты людей в период пандемии коронавируса. "Давайте снимем [законопроект], - сказал он. - А через год, если нам Роспотребнадзор скажет, что резко возросло число заболеваний школьников и студентов, тогда к уголовной ответственности привлечь тех, кто мешал принять закон, который мог бы защитить наших граждан от этой заразы".
Снесенный законопроект - не единственная попытка властей внедрить практику дистанционного обучения. 7 декабря правительство РФ постановило провести с 10 декабря 2020 г. по 31 декабря 2022 г. эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды (ЦОС) на территории ряда регионов. Минпросвещению поручено разработать и утвердить порядок отбора регионов и определить субъекты, на территории которых будет проводиться эксперимент. Также министерство по согласованию с Минцифры должно разработать и утвердить план мероприятий ("дорожную карту") эксперимента. Эксперимент по внедрению ЦОС пройдет по плану в школах 14 регионов. Он станет частью федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование". Минпросвящения планировало запустить этот проект с 1 сентября 2020 г.
Кроме того, на днях глава Роспотребнадзора Анна Попова подписала постановление, продлевающее действие санитарно-эпидемиологических требований к образовательному процессу в условиях пандемии. Документ опубликован на портале правовой информации. Санитарные требования, предъявляемые к организации образовательного процесса, продлены на один год и будут действовать до 1 января 2022 г. "Постановляю: в пункте 3 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020... слова "до 1 января 2021 г." заменить словами "до 1 января 2022 г.", - говорится в документе. Речь идет о таких мероприятиях как обязательное измерение температуры у детей и взрослых, запрет массовых мероприятий, закрепление за каждым классом отдельного кабинета и других мерах.
Между тем родители, ученики и студенты устали от "дистанционки" - 9 декабря 2020 г. активисты движения "Родители Москвы" вместе с депутатом Госдумы от КПРФ Валерием Рашкиным подали личные обращения в мэрию Москвы с требованием отменить дистанционное обучение для школьников 6-11 классов и вернуть детей в школу.
Юлия Мельникова