Предложение членов российской Общественной палаты о создании специального органа, в полномочия которого будет входить решение проблемы распространения мобильного спама, вызвало неоднозначную реакцию у многих заинтересованных сторон. Мобильные операторы категорически против, sms-операторы поддерживают инициативу «общественников».
Суть вопроса в том, что на телефонные номера, поменявшие владельцев, продолжают приходить сообщения, адресованные прежнему хозяину. Посылают их, в основном, различные сервисы, органы власти, банки и даже коллекторские агентства. Ситуация приобрела характер стихийного бедствия, количество спам-сообщений в месяц перешагнуло полумиллиардный рубеж, и за решение проблемы взялась Общественная палата. Предлагаемый ей госорган должен очищать телефонные номера от привязки к различным источникам sms-сообщений, избавив их владельцев от спама.
Мобильные операторы, высказавшие решительный протест реализации такой идеи, считая, что кроме нарушения закона «О персональных данных» она ничего не даст. Представители ведущих компаний-операторов заявляют, что у них нет технической возможности очистить номера от навязчивых посланий потому, что нет данных о тех, кто послания рассылает. Кроме того, операторы опасаются, что появление третьей структуры в их взаимоотношениях с контент-агентствами сделает ситуацию неуправляемой, увеличив при этом количество спама.
Компании, по той или иной причине рассылающие владельцам мобильных номеров короткие сообщения, «общественников» поддерживают. Ведь у них нет данных о том, что номер поменял владельца. А это приводит к постоянным штрафам за рассылку информации, которая не была запрошена.
В свою очередь, члены Общественной палаты готовы взяться за приведение в порядок заодно и популярных мобильных мессенджеров. Речь идет о Viber, WhatsApp и тому подобных, на которые также приходит нежелательная информация. Ведь, согласно имеющимся данным, каждый седьмой номер имеет не первого хозяина, что создает серьезные проблемы для пользователей. А в рамках действующих нормативных актов проблему решить нельзя.
«Общественники» полагают, что при грамотном подходе в создании нового органа проблем возникнуть не должно. Они предлагают организовать работу агентства так, чтобы не было необходимости в передаче персональных данных.