Банкам могут радикально упростить механизм допуска к информации о доходах россиян из Пенсионного фонда России. В новой схеме банки смогут получать данные о доходах клиентов так: заемщик подает в банк заявку на кредит; с портала госуслуг ему придет SMS, предлагающее для подтверждения дохода и места работы дать согласие на запрос сведений о состояние его лицевого счета в ПФР; в случае положительного ответа банк получит данные от ПФР. Такое предложение будет обсуждаться 1 октября 2015 года на закрытом совещании с участием ЦБ, Минкомсвязи, ПФР, компании «Ростелеком» и банковского сообщества. Об этом «Известиям» рассказал Андрей Емелин, председатель банковской организации Национальный совет финансового рынка (НСФР).
С июня по декабрь проводится пилотный проект допуска банков в базы ПФР, в нем участвуют 26 банков — но предусмотренный проектом механизм банки не устраивает. Заемщик обращается в банк за кредитом через интернет или лично. Если через интернет, то информационная система банка спрашивает у клиента, зарегистрирован ли он на едином портале госуслуг Gosuslugi.ru. Если зарегистрирован, то заемщик перенаправляется на портал, где он вводит свой логин и пароль. ЕПГУ спрашивает, согласен ли заемщик предоставить информационной системе банка доступ к данным о состоянии его счета в ПФР. Если заемщик дает согласие, то тем самым он инициирует запрос данных о состоянии счета в ПФР через портал госуслуг и предоставление разового доступа к этим данным со стороны информационной системы банка. Сейчас на портале Gosuslugi.ru доступна функция заказа сведений о пенсионных накоплениях — можно посмотреть объемы и динамику поступлений от своих работодателей на страховую и накопительную части.
Если пользователь зарегистрирован на Gosuslugi.ru и приходит в офис лично, ему предоставляют в офисе банка техническую возможность зайти в свой личный кабинет и так же отправить данные из ПФР в банк. Если учетной записи в ЕПГУ нет, то Минкомсвязи в рамках проекта предложило банкам регистрировать граждан на портале в своих отделениях. Для этого гражданину требуются паспорт и страховой номер индивидуального лицевого счета в системе пенсионного страхования (СНИЛС). По прогнозам Минкомсвязи, к 2018 году 70% граждан должно быть подключено к электронным услугам. Сейчас на ЕПГУ зарегистрировано порядка 18 млн человек (10% россиян). Чтобы можно было регистрировать граждан на портале госуслуг, нужно подключить информационную систему банка к сервису ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации, созданная в рамках исполнения закона о госуслугах). Стоимость подключения зависит от специфики информационной системы банка, это в среднем несколько сотен тысяч рублей. Срок подключения — 6-8 недель.
— Банки могут получать данные о доходах заемщиков из ПФР за 2-3 минуты, если клиенты уже зарегистрированы на ЕПГУ, — рассказывает один из банкиров. — Но если гражданин не является пользователем портала госуслуг, то время растягивается в разы. Помимо затрат на интеграцию IT-системы банка с ЕПГУ, банки должны будут предусмотреть расходы на закупку терминалов, через которые будет организован доступ на Gosuslugi.ru. Простой порядок доступа банков к данным о доходах заемщиков позволит формировать качественный кредитный портфель, снизить работу по верификации предоставленного клиентом пакета документов, сократить перечень необходимых для получения ссуды документов.
В то же время банки постепенно подключаются к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), но через нее банки пока могут только проверять на подлинность предоставленные клиентами сведения: паспортные данные россиян у ФМС (серия, номер); паспортные данные и ИНН, предоставленные в банки — у ФНС, СНИЛС — у ПФР, медицинские полисы — в ФФОМС. Срок передачи информации от госорганов банкам по их запросам составляет не более минуты. По словам Емелина, в ближайших планах расширить перечень сведений, которые будут доступны банкам через СМЭВ — на очереди сервис ФНС по информированию о приостановлении операций по счетам, сервис ФССП по действующим исполнительным листам и ряд других. Соответствующие письма уже направлены Советом в правительство.
— Затем планируется дать банкам доступ через СМЭВ к пенсионным базам для проверки доходов заемщиков, — говорит Емелин. — Сроки реализации этой меры пока неясны. Без посредства сайта госуслуг процесс будет значительно упрощен.
Наталья Коняхина, директор департамента ипотечного и потребительского кредитования СМП Банка, предупреждает, что использование каналов СМЭВ для взаимодействия с ПФР увеличит нагрузку на систему, и необходимо изначально предусмотреть рост объемов обращений, чтобы в процессе работы не возникало сбоев. Как отмечает руководитель проектов Бинбанка Дмитрий Сорокин, нововведение позитивно оценят прежде всего граждане, обращающиеся за кредитом в банк: для них сократится время ожидания получения решения о выдачи кредита. Сорокин считает, что нововведение также позволит снизить стоимость розничных банковских продуктов, поскольку у банков сократятся издержки.
Зампред Локо-банка Андрей Люшин считает, что новый механизм будет в целом полезен для государства: «Эта мера позволит стимулировать развитие пенсионной системы РФ, поскольку теперь граждане будут замотивированы контролировать, насколько рачительно работодатель исполняет свои обязательства по отчислению средств в ПФР».
— Если этот механизм будет одобрен и принят, мы будем готовы предоставлять агрегаторам услуги по распространению таких SMS, — отметили в пресс-службе компании МТС. В компании «МегаФон» придерживаются аналогичной позиции.
Официальные представители ЦБ и Минкомсвязи не ответили на запросы по поводу новой схемы доступа банков к базам ПФР.
Анастасия Алексеевских