Вице-премьер Дмитрий Рогозин учредил новую структуру по внедрению ГЛОНАСС. В межведомственную рабочую группу по развитию и использованию ГЛОНАСС включены 37 чиновников, представителей госкомпаний и институтов развития. На новую структуру возложен самый сложный участок работы — наземные внедрения и координация программ. Единая техническая политика и координация усилий государственных и негосударственных участников внедрений ГЛОНАСС-технологий сегодня по сути отсутствуют. То есть кампании по внедрениям осуществляются, но по большей части нецентрализованно.
Новый орган возглавил Игорь Шеремет, член военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве. Весной 2012 года Шеремет, считавшийся оппонентом Анатолия Сердюкова, на тот момент министра обороны РФ, был уволен с поста заместителя начальника Генштаба и одновременно из Вооруженных сил. Полгода спустя его включили в состав ВПК.
— Шеремет принципиальный человек, замечательный специалист, возглавлявший военно-научный комитет ВС, — пояснили "Известиям" в аппарате Рогозина. — Уровень его компетенции более чем убедителен, и доверив Шеремету вопросы координации группы по внедрению ГЛОНАСС, мы тем самым полагаемся на его опыт.
Решать связанные с развитием ГЛОНАСС вопросы будет представительная группа чиновников, сотрудников госкомпаний, военных и институтов развития: всего 37 человек. В группу включены замминистра транспорта Алексей Цыденов, заместитель главы Минкомсвязи Дмитрий Алхазов, заместитель министра промышленности и торговли Алексей Рахманов, замглавы МИДа Сергей Рябков, заместитель министра здравоохранения Айрат Фаррахов, замглавы МВД Виктор Кирьянов. От госкомпаний приглашены представители "Ростелекома", "Газпрома", ВЭБа, ВТБ, "Роснефти" и "Транснефти", "Россетей", "Почты России". В группу включен президент некоммерческого партнерства "Содействие развитию и использованию навигационных технологий" (НП ГЛОНАСС) Александр Гурко и замгендиректора Фонда перспективных исследований Виталий Давыдов — еще недавно он курировал ГЛОНАСС со стороны Роскосмоса.
В первый раз группа соберется 18 февраля, следует из полугодового плана ее работы. И в первую очередь рассмотрит вопросы оснащения пассажирского и специального транспорта терминалами ГЛОНАСС — с прошлого года оно осуществляется в обязательном порядке. Судя по плану, группа будет собираться ежемесячно и на каждом заседании рассматривать по два вопроса: в марте это будет производство микроэлектронных компонент, в первую очередь чипсетов ГЛОНАСС, и оснащение ведомственного транспорта. В апреле речь пойдет о доработке существующих государственных карт и состоянии геодезического обеспечения.
Далее будет идти разговор о разработке проектов национальных и межгосударственных стандартов на аппаратуру спутниковой навигации, об оснащении коммерческого транспорта тахографами и, разумеется, о реализации крупных отраслевых проектов внедрения технологий ГЛОНАСС. Собрать воедино и хоть как-то скоординировать программы оснащения телематическим оборудованием госкомпаний — давняя мечта Минтранса. Теперь это вопрос — в повестке дня рабочей группы.
По мнению Александра Гурко, группа должна уделить особое внимание поддержке отечественных производителей чипсетов.
— Нужны оперативные и действенные меры по защите интересов российских компаний, создающих навигационные чипсеты, — говорит Гурко. — Иначе они окончательно проиграют рынок крупным иностранным конкурентам. Нужно объединить существующие в стране дизайн-центры и компетенции по разработке чипсетов и обеспечить их поддержку на уровне российских институтов развития.
Идея создать постоянно действующий орган по внедрениям ГЛОНАСС прослеживается в документах правительства с прошлого года: в ноябре ВПК поручило готовить предложения по формированию такого органа Роскосмосу и Минтрансу.
"Исполнительный орган по координации работ при реализации государственной политики в области навигационной деятельности с использованием ГЛОНАСС" — так официально обозначен функционал данной структуры в документах космического агентства.
Новый орган должен дополнить уже имеющуюся межведомственную рабочую группу по развитию и внедрению системы ГЛОНАСС, которую возглавляет сам Рогозин. Она занимается стратегическими вопросами, главным образом связанными с развитием орбитального сегмента и с реализацией ФЦП ГЛОНАСС.
Иван Чеберко