С телекоммуникационными операторами «Инфосистемы Джет» работает уже давно, с 1996 года, это направление является для интегратора одним из стратегических. Данный центр будет выводить на рынок сервисы и решения, предназначенные для оптимизации и развития бизнеса телекоммуникационных операторов. О первых двух представители компании уже рассказали журналистам. Речь идет системе персонификации абонентского трафика Jet Subscriber Manager (JSM) и приложении для тонкой настройки и персонализации операторских услуг Jet Toolbar.
Как отметила директор центра телекоммуникационных продуктов и решений Елена Фоминская, операторам связи сегодня приходится сталкиваться с такими факторами, как высокая конкуренция при необходимости постоянно снижать тарифы, раздел абонентской базы, сопровождаемый увеличением числа мобильных устройств, а также постоянный рост потребления трафика, влекущий за собой необходимость затрат на строительство и расширение каналов. При этом абонентов необходимо не просто удерживать, но и увеличивать доходность от их обслуживания. Повышение доходности подразумевает под собой рост ARPU (средней выручки с одного пользователя), стоимости удельной единицы полосы пропускания и увеличение прибыли, получаемой со смежных рынков. Не менее важная для оператора задача - это снижение расходов, то есть уменьшение стоимости передачи данных и исключение неконтролируемых перегрузок сети, влекущей за собой потерю трафика. Наконец, повышение лояльности и удержание абонентов также является ключевой задачей и потребностью любого оператора. Для того, чтобы сохранить абонентскую базу, необходимо расширять каналы взаимодействия с абонентами, предоставлять им различную полезную информацию и получать от них обратную связь.
Директора центра телекоммуникационных продуктов и решений компании «Инфосистемы Джет» Елена Фоминская
Для управления операторским трафиком используются системы DPI (Deep Packet Inspection), взаимодействующие, с одной стороны, с биллингом, а с другой - с системами анализа и статистики. Это позволяет управлять трафиком для определенных абонентов. Елена Фоминская напомнила, что недавнее внедрение DPI-системы на базе Procera Networks оператором «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») привело к сокращению затрат на строительство и расширение каналов и увеличило возможности для предоставления абонентам новых услуг.
Еще больше возможностей для операторов, по словам Елены Фоминской, предоставляют системы класса PCRF (Policy and Charging Rules Function), которые позволяют гибко персонализировать трафик, в зависимости от реальных потребностей абонента, типа контента, который он загружает, приложений, которые он использует и т.д. Система PCRF интегрирует DPI с биллинговыми системами оператора.
Первое из решений, представленных ЦТПР компании «Инфосистемы Джет», Jet Subscriber Manager (JSM), как раз можно отнести к PCRF. Данное решение предназначено для управления трафиком на основании различных данных (профиля абонента, запросов от внешних приложений, состояния сессии, доступных ресурсов сети и т.д.). С его помощью оператор связи может повысить гибкость своей тарифной политики и качество сервиса именно для тех услуг, приложений или ресурсов, которые востребованы абонентами в конкретный период, а также реализовать и предложить абонентам дополнительные опции к тарифным планам, подключаемые на временной основе. Являясь по своей архитектуре компонентным решением, JSM легко функционально «наращивается» в соответствии с задачами конкретного оператора связи, интегрируется с используемыми им приложениями, среди которых могут быть биллинговая система, система авторизации, «Личный кабинет» и т. д. Кроме того, JSM может масштабироваться в соответствии с объемами операторского бизнеса.
Второе из представленных решений Jet Toolbar предназначено для организации обратной связи оператора и абонента. О нем журналистам рассказал руководитель группы перспективных разработок ЦТПР Даниил Виняр. По его словам, этот продукт может использоваться как в проводных сетях широкополосного доступа в интернет, так и в мобильных сетях передачи данных. Визуально Jet Toolbar представляет собой небольшой виджет, сопровождающий пользователя на каждой открываемой им в веб-браузере странице и содержащий ту или иную полезную информацию и инструменты.
Руководитель группы перспективных разработок центра телекоммуникационных
продуктов и решений компании «Инфосистемы Джет» Даниил Виняр
Как рассказал Даниил Виняр, вариантов применения Jet Toolbar существует довольно много.
Так, с его помощью оператор может организовать массовое информирование абонентов об изменениях в условии обслуживания, ремонтных и профилактических работах, новых тарифах и маркетинговых акциях.
Кроме того, абонентов можно уведомлять в индивидуальном порядке об изменении их статуса, списании или поступлении денежных средств на счет. Возможно и двунаправленное интерактивное взаимодействие оператора с абонентом. К примеру, оператор может установить абоненту на Jet Toolbar инструменты для самостоятельного управления сервисами.
Наконец, оператор с помощью Jet Toolbar может демонстрировать пользователям таргетированную рекламу, индивидуально подобранную в соответствии с его интересами и тематикой посещаемых веб-ресурсов. При этом сохраняется конфиденциальность, поскольку данные конкретного абонента от оператора во внешние системы не передаются. Jet Toolbar поддерживает работу со всеми основными веб-браузерами, как для настольных ПК, так и для мобильных устройств и не требует никаких дополнительных настроек браузера. При этом его режим работы полностью прозрачен. Все запросы в интернет идут от IP-адреса абонента, и все ответы абонент получает от IP-адреса того ресурса, к которому он обращается.
Елена Фоминская рассказала, что на базе ЦТПР развернут полнофункциональный, эмулирующий инфраструктуру интернет-провайдера демо-стенд, на котором демонстрируются возможности данных продуктов, в том числе в части интеграции с решениями вендоров. На нем реализованы такие кейсы, как приоритизация и категоризация трафика, обеспечение двусторонней связи между абонентом и провайдером для предоставления таргетированных услуг. По ее словам, два российских телеком-оператора уже внедрили решение JSM, и на сегодняшний день запущено десять пилотных проектов по внедрению связки JSM+Jet Toolbar.