О том, что «Яндекс» до конца года планирует выход на рынок Турции, РБК daily рассказали несколько менеджеров в крупных интернет-компаниях. По их словам, компания не только адаптирует поиск под местную аудиторию, но и локализует ряд сервисов, в том числе «Яндекс.Маркет». «Некоторое время назад «Яндекс» начал набор специалистов под этот проект. Правда, пока команда целиком не сформирована», — говорит один из собеседников РБК daily.
По словам источников, «Яндекс» также интересовался экспансией на рынок Египта и некоторых азиатских стран, в их числе Индонезия и Вьетнам. Компания следует «точечной» стратегии: ее интересуют регионы, которые пока не контролируются мировым лидером поиска Google, а также территории, где присутствует наибольшее количество русскоговорящих пользователей, рассказывают собеседники РБК daily. По их словам, «Яндекс» также интересовался рынками Восточной Европы.
Пресс-секретарь «Яндекса» Очир Манджиков лишь отметил, что компания изучает разные возможности развития бизнеса, отказавшись от дополнительных комментариев.
«Яндекс» уже присутствует в России, на Украине, в Казахстане и Белоруссии (после выхода «Яндекса» на этот рынок доля Google на нем сократилась на 2,5 п.п.). Кроме того, в мае 2010 года был запущен www.yandex.com — поиск по мировому Интернету. На момент запуска сервиса индекс «Яндекса» насчитывал более 4 млрд страниц на латинице. Однако сервисы для англоязычной аудитории локализованы не были, а глава компании Аркадий Волож не раз заявлял, что, запуская поиск по мировому Интернету, он не стремится конкурировать с Google.
Рынок поисковых систем в различных странах выглядит примерно одинаково, рассуждает менеджер крупной интернет-компании. «Как правило, доля лидера — 60%, второго по счету игрока — 20%. В большинстве стран на позиции лидера стоит Google. В России — «Яндекс». Поэтому очевидно, что компании нужно искать точки развития», — говорит источник. По данным Liveinternet, доля «Яндекса» в России на конец мая 2010 года составляла 64,8%, Google — 22,4%.
«Экспансия на зарубежных рынках — это ровно то, чего могли бы ожидать инвесторы от «Яндекса» после IPO. Компания уже показала себя как успешный и сильный игрок, доминируя в русскоязычном поле, поэтому стремление «Яндекса» присутствовать в других географиях вполне естественно», — говорит директор по инвестициям венчурного фонда ABRT Николай Митюшин. Он считает, что у поисковика хорошие шансы закрепиться на тех рынках, где позиции Google не очень сильны.
Управляющий партнер компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов полагает, что наиболее привлекательными для экспансии поисковика сегодня являются азиатские рынки. «Однако и в Европе есть привлекательные страны — например, та же Германия. У Google там практически нет конкурентов, поэтому найдется место для поисковика с хорошей локальной привязкой», — говорит г-н Ашманов.
Елизавета Серьгина