Об этом во вторник, 10 апреля, сообщил президент Национального партнерства участников микрофинансового рынка (НАУМИР) Михаил Мамута на ежегодной конференции, посвященной развитию сектора электронных платежей. По данным НАУМИР и Центра исследования платежных систем и расчетов, средняя стоимость финансовых услуг агентов для потребителей в 2011 г. составила 2,4% от суммы платежа, что меньше, чем у многих банков, услуги которых составляют в среднем 3% от суммы платежа.
"Годом ранее средний размер комиссии составлял 3,9%, таким образом произошло сокращение в 1,5 раза, - отметил Михаил Мамута. - Наиболее дорогими для клиентов оказываются платежи в адрес сотовых операторов, то есть самые востребованные услуги - до 5%".
В то же время, как сообщил Михаил Мамута, быстрыми темпами расширяется спектр финансовых услуг, предоставляемых через банковских агентов. "Растет доля новых услуг: пополнение депозитных счетов граждан, пополнение банковских карт, погашение кредитов, оплата услуг ЖКХ. Это ведет к увеличению среднего размера платежа и снижению комиссий", - пояснил он.
В целом, за 2011 г., как показывают данные НАУМИР, существенно снизилась доля оплаты услуг операторов через платежных агентов - с 95% в 2010 г. до 86% в 2011 г.
По мнению председателя совета директоров компании QIWI Бориса Кима, комиссии снижаются отчасти потому, что платежные операторы понимают, что при завышенной ставке комиссии они могут потерять рынок.
"К тому же сотовые операторы работают по предоплатной системе расчетов, и пользователи часто оказываются в ситуации, когда им надо срочно пополнить баланс, - рассуждает Борис Ким в беседе с репортером ComNews. - Поэтому они зачастую совершают импульсный платеж, и размер комиссии на тот момент их не волнует, что позволяет агентам выставить высокий процент комиссии".
Как сообщил директор по развитию компании WebMoney Петр Дарахвелидзе, раньше сотовые операторы отчисляли платежным агентам до 4% от внесенных клиентами оператора сумм - сейчас эта ставка снизилась до 1,68%, что вынуждает агентов повышать комиссию со своей стороны.
По мнению Петра Дарахвелидзе, такая ситуация не очень приятная. "Игра с процентами между платежными агентами и операторами может прекратиться, и все комиссионные сборы будут взиматься исключительно с абонента", - добавил Петр Дарахвелидзе.
Михаил Мамута также отметил, что независимо от того, большая сумма платежа или маленькая, существуют накладные расходы на проведение транзакции. По его словам, эти 5%, взимаемые платежными агентами, - минимальная стоимость транзакции. "Однако платежные системы могут вполне запустить кросс-субсидирование, снизить комиссию сотового платежа за счет чего-то иного, повысив, скажем, объемы других платежей", - считает президент НАУМИР.
Пресс-служба ОАО "МегаФон" сообщила, что комиссию устанавливают платежные агенты по своему усмотрению, и оператор размер комиссии, взимаемой с плательщиков агентами, не регулирует. То же подтверждает и "ВымпелКом". "Мы, напротив, стимулируем рост безкомиссионных каналов, в том числе через систему вознаграждения платежных агентов", - сообщила пресс-секретарь ОАО "ВымпелКом" Анна Айбашева.
Дарья Лютцау