До последнего времени финансовые расчеты в компании производились при помощи электронных таблиц и отдельных модулей, разработанных IT-департаментом ЗАО «Ретал». Основным недостатком такой организации работы были ограниченные возможности по планированию. Фактически, существовавшая система отражала только уже произошедшие события. Сбор и анализ информации производился при помощи приложений, для каждого из которых использовались собственные шаблоны. Это приводило к двойному вводу информации и затрудняло процесс ее консолидации по единым стандартам.
Для того чтобы оптимизировать процесс планирования, менеджмент компании «Ретал» начал внедрение полномасштабного решения класса CPM (Corporate Performance Management). При рассмотрении различных продуктов и потенциальных партнеров руководство ЗАО «Ретал» в первую очередь обращало внимание на надежность системы, опыт компании-интегратора, подтвержденный существенным количеством успешных внедрений, и гибкость ее ценовой политики.
«Для нас было важно найти эффективное и общепризнанное технологическое решение. Поэтому мы выбрали IBM Cognos — платформу, известную во всем мире. Выбор Columbus IT в качестве партнера по внедрению данной системы также был неслучаен: эта компания обладает значительным опытом внедрения IBM Cognos в России и других странах СНГ», — рассказывает Станислав Гладков, представитель ЗАО «Ретал», координатор проекта по внедрению IBM Cognos.
Особенностью проекта было то обстоятельство, что параллельно в компании шел проект по внедрению ERP-системы. Как правило, внедрение информационно-аналитических систем и систем учета происходит последовательно. Учетная система, являясь фундаментом автоматизации бизнес-процессов в компании, зачастую диктует условия для формирования модели финансового планирования и правил консолидации фактических данных для построения управленческой отчетности. Подход, избранный менеджментом компании ЗАО «Ретал», при котором система финансового планирования и управленческой отчетности на платформе IBM Cognos внедрялась параллельно с учетной системой, позволил изначально исходить из потребностей бизнеса в аналитике, необходимой для принятия эффективных управленческих решений, и обеспечил глубокую интеграцию двух систем.
К началу проекта в ЗАО «Ретал» отсутствовала разработанная методология бюджетирования. В ходе проекта специалисты Columbus IT совместно со специалистами Заказчика разработали методологию верхнего уровня и реализовали ее в системе IBM Cognos за 4 месяца. Для решения подобных задач эти сроки можно назвать предельно сжатыми.
Внедрение ERP-решения в силу своей специфики происходило дольше. Это оттягивало и затрудняло интеграцию двух систем. В связи с этим развитие созданной Columbus IT базовой модели бюджетирования велось самостоятельно специалистами ЗАО «Ретал». Во многом это стало возможно благодаря особенности IBM Cognos, которая заключается в доступности доработки системы. На основе базового решения, разработанного специалистами Columbus IT, компания ЗАО «Ретал» самостоятельно расширила и детализировала функционал, добавив новые аналитические возможности в уже существующие бюджеты и создав новые бюджетные формы.
«Появление в нашей компании современной CPM-системы на базе IBM Cognos серьезно изменило стиль работы нашего финансового департамента. Кроме того, что теперь сотрудникам не приходится выполнять двойные операции с одними и теми же данными, на качественно новый уровень вышел процесс планирования для всего предприятия. Снизились трудозатраты сотрудников финансового департамента и увеличилась точность прогнозирования», — поясняет Андрей Скутин, финансовый директор Группы RETAL Industries.
Сейчас в системе работают около 30 специалистов финансового департамента и других подразделений компании ЗАО «Ретал». Columbus IT оказывает консультационную поддержку по работе системы, однако значительная часть доработок в созданном решении ведется ЗАО «Ретал» самостоятельно, — рассказывает Станислав Гладков, представитель ЗАО «Ретал», координатор проекта по внедрению IBM Cognos..