Эксперты раскритиковали предложенные Минкомсвязью изменения в закон «О порядке рассмотрения обращений граждан России», согласно которым электронные обращения в госорганы можно будет подавать только через портал Госуслуг и при условии, что заявитель зарегистрирован в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Соответствующие отзывы на проект были опубликованы на regulation.gov.ru в рамках общественного обсуждения инициативы. Среди аргументов экспертов (они были частично учтены разработчиком законопроекта, указано на портале):
По мнению Алины Меженцевой, проект потребует доработки ведомственных информационных систем, из-за чего необходимо увеличить срок вступления в силу будущего закона с предложенных в документе 180 дней до одного года.
Представитель компании «Ростелеком», которая является оператором портала Госуслуг, в своем отзыве предложил дополнить проект положениями о порядке и сроках обработки поданных через портал электронных обращений в госорганы (сейчас в документе говорится, что это будет определять правительство). Потребуются ли дополнительные расходы из бюджета на реализацию проекта и какими они будут, представитель «Ростелекома» не захотел комментировать. Он лишь сообщил, что компания по поручению Минкомсвязи ведет работу по увеличению мощности портала Госуслуг.
Представитель Минкомсвязи сообщил, что законопроект находится в стадии доработки с учетом полученных замечаний и предложений, отказавшись обсуждать детали. Функционал портала Госуслуг, по его словам, планируется доработать в рамках текущего финансирования.
Минкомсвязь в пояснительной записке к законопроекту отмечала, что сейчас основной способ направления жалоб — письменные сообщения, отправленные по обычной или электронной почте, а также через формы на сайтах госорганов. У таких обращений, по версии министерства, есть ряд недостатков:
Законопроект должен решить перечисленные проблемы, а также создать «новое качество работы по рассмотрению обращений граждан за счет использования современных цифровых технологий».
Игорь Селин также считает, что существующие механизмы электронных обращений граждан несовершенны и отличаются от одного органа власти к другому. Не все представляют детальную информацию о ходе регистрации, рассмотрения и отправке ответа на обращение, и переход на единую систему (например, ЕСИА) актуален и необходим. «Но отказываться от иных форм обращения преждевременно, даже в нашей области, имеющей достаточно высокий процент проникновения интернета (84,2%), значительное число граждан, особенно пожилого возраста, или не имеют технической возможности доступа в Сеть, или не обладают должными навыками», — пояснил Селин. Получить доступ в МФЦ, заметил он, будет сложно и для части сельского населения.
Анна Балашова