Во вторник президиум Совета при президенте по развитию информационного общества второй раз рассмотрел системный проект создания инфраструктуры электронного правительства, подготовленный Минкомсвязи и другими уполномоченными ведомствами. Совет решил (копия решения президиума есть в распоряжении РБК daily) «обратить особое внимание на невыполнение Минкомсвязи решения президиума совета <...> о представлении согласованного системного проекта <...> в установленный срок. Принять необходимые меры в отношении должностных лиц, ответственных за срыв сроков выполнения поручения президента». Сам проект предлагается доработать и представить до 1 июня 2010 года в президиум.
«Установленные сроки для разработки проекта действительно были крайне амбициозными. Для того чтобы уложиться в них, необходимо было установить плотное интерактивное взаимодействие не только с ведомствами, но и с субъектами РФ. Однако со многими ведомствами так и не удалось установить такое взаимодействие в конце года. Именно поэтому мы говорили о том, что нам нужна поддержка со стороны тех ведомств, которые заинтересованы в процессе», — поясняет пресс-секретарь Минкомсвязи Елена Лашкина. «В данном случае это коллективная работа и, как следствие, коллективная ответственность», — подчеркивает она.
В августе 2009 года премьер-министр Владимир Путин поручил Минкомсвязи разработать проект «Электронное правительство» на 2011—2015 годы еще к 1 ноября прошлого года. Но министерство попросило перенести сроки в связи с тем, что занято также разработкой плана по строительству информационного общества. В феврале президиум Совета по развитию информационного общества признал проект концепции электронного правительства, предоставленный Минкомсвязи, неудовлетворительным и отправил его на доработку. В прошлый раз Минкомсвязи представило документ, состоящий из 460 страниц, говорит один из участников совещания. Во вторник у него появилась краткая версия и аннотация к системному проекту.
Председатель совета директоров Института развития информационного общества Юрий Хохлов говорит, что основная проблема документа — то, что изначально не был определен его формат: «Не существует четкого определения, что такое «системный проект» и как он должен выглядеть: концепция, техзадание или что-то еще, каких именно вопросов должен касаться предложенный список мер: инфраструктурные решения, изменения законодательства, архитектура электронного правительства и т.д. По большому счету, документ носит достаточно абстрактный характер, и, что более неприятно, он, к примеру, предлагает региональным органам власти дождаться построения инфраструктуры электронного правительства для федеральных органов исполнительной власти и лишь затем приступить к созданию инфрастуктуры на региональном и муниципальном уровнях — что фактически означает отказ от использования ИКТ на местах».
Юрий Хохлов полагает, что позиция экспертно-консультативной группы Совета по развитию информационного общества состоит в том, что надо «перезапустить весь проект». То есть сформировать четкие требования к системному проекту, его структуре и содержанию и написать его заново. «Основные разработчики нынешней версии документа — Академия народного хозяйства и Высшая школа экономики. После двух неудачных попыток, наверное, следовало бы сменить команду экспертов или добавить в список подрядчиков компании, имеющие практический опыт крупных проектов в области IT и телекоммуникаций. Но это вопрос заказчика, Минкомсвязи», — считает г-н Хохлов.
Антон Бурсак, Александр Дементьев