Espial, занимающаяся ПО и решениями для ТВ по запросу, работает на российском рынке с 2003 г. Среди ее заказчиков и партнеров - "Комстар-ОТС" с проектом "СТРИМ-ТВ", "Контент-Хаус", "АКАДО", "Росмедиа", а также ряд проектов совместно с ключевым локальным партнером - компанией "СиТиАй". В числе заказчиков Espial также "Башинформсвязь", "Таттелеком", "Искрателеком" и т.д. По словам регионального директора Espial Андрея Гурьянова, решения Espial установлены в России более чем у 15 операторов.
В компании полагают, что их решения подходят для растущих российских рынков, включая рынки цифрового кабельного и IP-телевидения. Это, в частности, платформа Evo TV Services Platform - унифицированное middleware для предоставления так называемых TV Everywhere сервисов на различных платформах, таких как set-top-box, планшетные и персональные компьютеры, мобильные устройства.
"Растущий уровень спроса со стороны российских заказчиков, партнеров и реселлеров явился драйвером для нашего решения о расширении деятельности в России, а преимущества от увеличившегося российского присутствия будут значительными как для наших заказчиков, так и для партнеров, - отметил Андрей Гурьянов и уточнил: - Значительную долю на российском рынке мы занимаем в сегменте видеосерверов".
Espial планирует открыть новый филиал с местным персоналом. "Самое главное в России - местная техподдержка. Все хотят, чтобы поддержка была локальная и русскоязычная", - пояснил ComNews Андрей Гурьянов.
Игроки рынка отмечают, что филиалы в России имеют большинство международных компаний, предлагающих комплексные IPTV-решения. Это, к примеру, Microsoft, Huawei, ZTE.
"Их бизнес здесь существенно шире, нежели "ниша" интерактивного телевидения, - отмечает при этом директор департамента интерактивного телевидения ВСС Алексей Лихарев. - Открытие филиала Espial будет отличаться тем, что весь бизнес компании в России сосредоточен в области интерактивного ТВ, а это направление, несмотря на его новизну, достаточно конкурентно. Поэтому быстрого эффекта от данного события ожидать не стоит". Кроме того, отмечая, что открытие локального офиса на рынке присутствия - шаг логичный, Алексей Лихарев указывает, что Espial недостаточно иметь русскоязычную поддержку. "Требуются и локальные ресурсы по разработке, так как на практике все иностранные продукты приходится глубоко кастомизировать под российские условия и требования операторов", - уточнил Лихарев.
Алексей Лихарев не исключает, что открытие локального офиса Espial и продвижение комплексного решения может иметь для компании негативный эффект. "Ранее компания Espial выступала в России как производитель видеосерверов, и они вошли в интегрированные решения некоторых российских компаний, например "СиТиАй". Сегодня Espial начинает предлагать свои видеосерверы в связке со своим же middleware, которое зачастую конкурирует с продуктами их партнеров. В результате локальные партнеры, имеющие собственные системы middleware, могут отвернуться от Espial и перейти на видеосерверы конкурентов не только в новых, но и в существующих проектах", - рассуждает Алексей Лихарев.
"На российском рынке IPTV присутствуют в основном крупные игроки - "большая тройка" и "Ростелеком". Большинство из них уже выбрало платформы IPTV, и в частности видеосерверы, а о каких-то новых крупных проектах сейчас речи не идет, поэтому основная цель представительства может быть в "подборе" небольших проектов, - уверен Игорь Румянцев, технический директор Smartlabs.
"По итогам 2010 г. число абонентов платного ТВ в России превысило 20 млн человек. Однако на долю IPTV приходится всего не более 4% , а это менее одного миллиона абонентов, - отмечает руководитель аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков. - Объем доходов рынка платного ТВ от физических лиц в 2010 г. превысил $940 млн. Основным сдерживающим фактором в продвижении услуги IPTV является высокий входной билет в виде необходимости приобретения set-top-box".
Тем не менее, открытие компанией Espial местного офиса Денис Кусков считает оправданным. "В ближайшие два-три года доля IPTV будет расти, - уверен Денис Кусков. - Этому будет способствовать региональная экспансия операторов и переход "Ростелекома" с ADSL на PON, где все эти услуги будут предложены".
К слову, логично было бы предположить, что Espial попытается стать партнером объединенного "Ростелекома". Напомним, что весной 2010 г. "Связьинвест", занимавший на тот момент 3% российского рынка платного телевидения, объявил о намерениях к 2015 г. увеличить долю до 17%, прежде всего за счет активного развития услуг IPTV в крупных городах. Можно предположить, что после объединения всех МРК "Связьинвеста" на базе "Ростелекома" новый универсальный оператор унифицирует используемые во всех региональных филиалах технические решения и выберет одного поставщика IPTV-платформ.
НАТАЛИЯ ВЕДЕНЕЕВА