Рост абонентской базы платного ТВ в России в 2017 году продолжил замедляться — число абонентов выросло на 3,2%, до 42,7 млн, а проникновение услуги превысило 75%, подсчитали в «ТМТ Консалтинг». Большая часть прироста абонентской базы за 2017 год — 0,9 млн из 1,3 млн — пришлась на сегмент IPTV. При этом число абонентов кабельного ТВ сокращается третий год подряд: к концу 2017 года услугой пользовались на 150 тыс. домохозяйств меньше, чем в начале года.
Выручка рынка достигла 83,8 млрд руб., ее темпы роста остались на уровне прошлого года — 10%. Причинами роста стало как увеличение абонентской базы, так и повышение ARPU (средняя выручка на пользователя) на 6%, со 156 до 166 руб. в месяц. На увеличение среднего счета повлияло в том числе повышение тарифов, отмечают аналитики: в частности, выросла абонентская плата для пользователей «Ростелекома» и «Акадо» в Москве и Санкт-Петербурге. Кроме того, пользователи переходили от мелких провайдеров к более крупным, предлагающим более дорогостоящие услуги. Так, суммарное число абонентов пяти крупнейших операторов («Триколор ТВ», «Ростелеком», «ЭР-Телеком», МТС, «Орион Экспресс») выросло за год почти на 1,5 млн, тогда как все остальные операторы потеряли почти 130 тыс.
Лидером по числу новых пользователей стал «Ростелеком», к IPTV которого подключились 600 тыс. новых абонентов. В то же время абонентская база кабельного ТВ оператора за последние три года сократилась уже на 350 тыс. домохозяйств. Общий рост абонентской базы «Ростелекома» составил 4,9%. Абонентские базы спутниковых операторов «Триколор ТВ» и «Орион Экспресс» выросли на 1,2% и 4,1% соответственно.
Быстрее других росли МТС и «ЭР-Телеком». МТС в 2017 году активно продвигала услугу спутникового ТВ (ее прирост составил около 300 тыс. абонентов) и IPTV в Москве под брендом МГТС. Абонентская база оператора выросла на 13,2%, до 3,23 млн. «ЭР-Телеком» вырос на 12,1%, до 3,34 млн абонентов, и вернул себе третье место на рынке. Рост происходил за счет M&A: в 2017 году оператор приобрел новосибирский «Новотелеком» и активы «Акадо» в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
В МТС отметили, что пик продаж платного ТВ пришелся на вторую половину 2017 года. МТС не раскрывает в отчетности данные по сегменту спутникового ТВ, напоминает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Чтобы он набрал обороты, «компании пришлось идти, по сути, на демпинг при реализации оборудования», отмечает он. «Спутниковое ТВ может дополнять сервисы МТС, но с точки зрения бизнеса это направление неприбыльно для компании»,— уверен аналитик. По его оценке, в 2018 году в целом вряд ли стоит ожидать значительного роста на рынке платного ТВ: «Компании сосредоточатся на увеличении числа услуг абонентам».
Аналитики «ТМТ Консалтинга» уверены, что абонентская база продолжит расти за счет потенциала IPTV и спутникового ТВ. По их прогнозу, к концу 2018 года число абонентов вырастет на 1,8%, до 43,5 млн, проникновение превысит 76%, а темпы роста выручки снизятся до 6%. Объем рынка по итогам 2018 года приблизится к 90 млрд руб.
В «Ростелекоме» уверены, что сегмент платного ТВ и контента останется для компании драйвером роста в 2018 году. «Источник роста — IPTV: растет и абонентская база, и общий ARPU, а также проникновение и выручка от дополнительных платных сервисов»,— подтвердили в компании. «Орион Экспресс» сосредоточится на запуске новых сервисов и выходе на новые аудитории, а также развитии B2B-направления, говорит гендиректор ГК «Орион» Кирилл Махновский. В «Акадо» добавляют, что рынок будет развиваться за счет цифровых услуг, интерактивных функций и сервиса мультискрин (позволяет смотреть ТВ на разных устройствах).
Юлия Тишина