Дело в отношении "МегаФона", МТС и "ВымпелКома" возбуждено по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 закона "О защите конкуренции" (запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующего положения). Дело было возбуждено управлением ФАС по Петербургу, рассказал заместитель руководителя службы Анатолий Голомолзин. В управление поступали жалобы от абонентов сотовой связи на приходящие им с коротких номеров SMS с предложением подключить какую-либо услугу. Открывая такое сообщение, абоненты автоматически вступали в договорные отношения с коммерческой организацией, отправившей его, и деньги тут же списывались со счета. Поскольку договоры операторов и контент-провайдеров действуют не в одном регионе, дело решили рассматривать в центральном аппарате. Слушание назначено на 26 ноября.
"Мы подозреваем, что операторы, по сути, имитируют отправку запроса на подключение услуги со стороны абонента. Это ущемление интересов абонента и навязывание услуги",— говорит господин Голомолзин. Он не уточнил, деятельность каких контент-провайдеров попала в поле зрения ФАС.
Если ФАС признает "тройку" нарушавшей закон "О конкуренции", ей должны выдать предписание об устранении нарушения, а также могут наложить штраф, достигающий 15% выручки от реализованной услуги на рынке, где совершено правонарушение. Конкретные параметры, по которым может быть рассчитан такой штраф для сотовых операторов, ФАС еще не определила. По итогам второго квартала выручка МТС, "МегаФона" и "Вымпелкома" в целом в России достигла 228,81 млрд руб. То есть если за основу будет взят весь квартальный доход, то максимально возможная сумма штрафа на троих будет равняться 34 млрд руб. Если служба решит взимать штраф только с выручки компаний от контент-услуг, его сумма может составить до 2,16 млрд руб. (выручка "тройки" в этом сегменте по итогам второго квартала, по данным ACM-Consulting, равнялась 14,419 млрд руб.).
В МТС, "МегаФоне" и "Вымпелкоме" вчера заявили, что им пока неизвестно, в чем заключаются претензии ФАС. "Все услуги, которые мы оказываем контент-провайдерам и абонентам, пользующимся их сервисами, предоставляются с учетом требований российского законодательства, в том числе антимонопольного",— уверяет пресс-секретарь МТС Валерия Кузьменко. Все три оператора, по их словам, борются со случаями нарушений договоров со стороны контент-провайдеров. Например, МТС совершенствует IT-системы информирования абонентов и противодействия мошенничеству. "МегаФон" в первом полугодии заблокировал возможность использования коротких номеров более чем на 600 интернет-ресурсах. "Вымпелком" ввел системное выставление штрафов провайдерам, если подписка абонента на услугу не подтверждена у оператора. В этом случае абоненту возвращаются все средства за подписку, а с провайдером взаиморасчеты не производятся. "SMS с коротких номеров, на которые поступали жалобы в ФАС, мы квалифицируем как установку провайдерами вредоносного программного обеспечения на телефон абонента",— признается собеседник "Ъ" в одной из компаний.
В Ассоциации контент-провайдеров также не согласны с обвинениями ФАС. "Сомнительно, что кто-либо из операторов рисковал лояльностью абонента ради сиюминутной выгоды, ведь удержание абонентов — ключевая задача в условиях жесткой конкуренции",— говорит председатель ассоциации Надежда Анциферова. По ее мнению, подобные жалобы со стороны абонентов могут быть связаны в том числе с плохим знанием правил предоставления услуги. "Большинство дополнительных мобильных услуг приобретается спонтанно, абонент пропускает подробную информацию об услуге или ставит на сайте галочку, не читая правил ее предоставления",— объясняет госпожа Анциферова.
Анна Балашова