Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вынесла предупреждение российскому юрлицу агрегатора такси Gett — ООО «ГетТакси Рус». Ведомство увидело признаки нарушения антимонопольного законодательства в том, что Gett блокирует работу другого приложения для водителей — Muver. Об этом говорится в сообщении службы.
В нем поясняется, что при попытке воспользоваться приложением Gett Drivers (позволяет водителям находить заказы от клиентов), пользователи, у которых был установлен Muver, получали уведомление, указывающее на наличие у них другого приложения, «препятствующего правильной работе приложения Gett Drivers». При обращении водителей в службу поддержки Gett им объясняли, что для работы Gett Drivers необходимо удалить Muver, а иначе приложение агрегатора работать не будет. Пользователи Muver неоднократно жаловались на эту проблему в отзывах магазина приложений Google Play.
Приложение для таксистов Muver позволяет одновременно работать с несколькими агрегаторами такси, например Gett, «Яндекс.Такси», «Ситимобилом», «Везет» и другими. Оно оценивает информацию о наличии в различных системах активных заказов и помогает опосредованно выбирать и принимать в работу интересующий водителя заказ. По данным компании, подпиской на Muver пользуется более 30 тыс. человек в России и странах СНГ.
Разработчик Muver «Смарт Сити Технолоджи» пожаловалась в ФАС на Gett в ноябре 2018 года, рассказал РБК сооснователь компании Станислав Левыкин. «Блокировки Gett собственных водителей, которые использовали Muver, начались с 13 ноября, несколько десятков тысяч водителей потеряли возможность пользоваться нашим приложением», — сказал он.
17 мая ФАС признала принудительную блокировку Muver нарушающей антимонопольное законодательство и вынесла Gett предупреждение о необходимости прекратить действия, «ограничивающие свободу выбора приложений агрегации заказов такси» в течение десяти дней с момента его получения. «Мы не получали от ФАС ни официального извещения, ни другой коммуникации. С решением опубликованным на сайте не согласны», — Максим Жаворонков, директор Gett в России.
По словам Левыкина, каждый второй водитель одновременно работает в нескольких приложениях, чтобы обеспечить себя нужным количеством заказов и более высоким заработком. «Большинство водителей такси работает по 16 часов в сутки в условиях напряженной работы и ночей без сна, чтобы обеспечить семью доходом в 30–50 тыс. руб. в месяц. Такой крупный игрок, как Gett, вместо того чтобы по крайней мере не препятствовать улучшению условий работы, вставляет палки в колеса таксистам. Мы довольны решением ФАС, так как ограничение водителей в выборе источников дохода или программного обеспечения, на наш взгляд, является ограничениями их прав и свобод», — отметил Левыкин.
По его словам, практически все другие агрегаторы охотно идут на сотрудничество с компанией, поскольку практика показывает, что оно выгодно обеим сторонам.
Евгения Баленко, Сергей Соболев