Летом 2020 г., рассматривая ходотайство "Яндекс.Такси" о приобретении группы компаний "Везёт", ФАС России установила, что в случае осуществления сделки и дополнительного соглашения, совокупная доля агрегаторов такси "Яндекс.Такси" и группы "Везёт" увеличится и составит 70% в географических границах Российской Федерации, свыше 80% в границах девятнадцати субъектов РФ и свыше 50% в границах тридцати двух субъектов. Тогда ФАС на основании Закона о защите конкуренции отклонила ходатайство о согласовании сделки по приобретению компанией "Яндекс" агрегатора такси "Везёт", включая все торговые знаки такси группы "Везёт", такие как Fasten, "Лидер", RedTaxi и другие.
А 2 февраля текущего года группа компаний "Яндекс.Такси" объявила о покупке колл-центров и бизнеса по заказу грузоперевозок группы компаний "Везёт". В отличие от соглашения между "Яндекс.Такси" и "Везёт", анонсированного в июле 2019 года, новая сделка подразумевает приобретение лишь части активов "Везёт", действует в ограниченном количестве регионов и не распространяется на программное обеспечение. Сумма сделки составила $178 млн.
"Яндекс" готов предоставить всю необходимую информацию по запросу ведомства. "Как ранее сообщали в "Яндекс.Такси", сделка не подпадает под критерии сделок, требующих согласования с антимонопольным органом. Балансовая стоимость активов "Везёт" попадает в диапазон, не требующий согласования покупки по российскому законодательству", - сообщила представитель пресс-службы "Яндекс.Такси" Ася Паноян.
Относительно того, сколько продлится проверка и какое наказание может ждать "Яндекс.Такси" в случае, если компанию признают нарушившей антимонопольное законодательство, в ФАС пояснить не смогли.
"Приобретая лишь часть активов "Везёт", "Яндекс" выводит сделку из действия статьи 28 Закона о защите конкуренции, устанавливающей критерии для обязательного согласования сделки с антимонопольной службой. Понятно, что после отказа в согласовании первого варианта сделки, ФАС будет пристально и с пристрастием следить за действиями продавца и покупателя. Учитывая, что цена сделки выражается в миллиардах рублей, можно предположить, что стороны тщательно просчитали и проанализировали критерии, при которых сделку необходимо согласовывать с антимонопольным органом, и убедились, что при приобретении "Яндексом" части активов "Везёт" такое согласование не требуется", - отмечает партнер юридической фирмы Axis Pravo Алексей Сулин.
По мнению владельца IT-legal компании "Катков и партнёры" Павла Каткова, шансы, что ФАС откажет "Яндексу" в согласовании сделки по покупке группы "Везёт", все еще велики. Стороны уже выходили на сделку в 2019 году, но ее сорвал Gett, пожаловавшись в антимонопольное ведомство, и в 2020 году ФАС отказал в согласовании.
"Если "Яндекс" и "Везёт" заходят на ту же сделку второй раз, очевидно, что-то изменилось. Так, возможно, стороны изменили структуру приобретаемых активов. Возможно, они более детально проработали правовую позицию и готовы представить ведомству расчет совокупной доли рынка, отличный от 70%, который был в 2020 году. Возможно, нормализовались отношения с Gett. А может, игроки просто "пробуют ногой воду", чтобы понять, как отреагируют конкуренты и ФАС на этот раз", - объясняет Павел Катков.
Если антимонопольное ведомство откажет и на этот раз, у "Яндекса" и "Везёт" есть несколько путей, считает Павел Катков. Первый - отказаться от сделки в принципе. Второй - что-то изменить в сделке или позиции и попробовать еще раз. Третий - оспорить отказ в суде. Шансы на успех такого оспаривания можно будет оценивать после отказа ФАС - тогда хотя бы будет понятно, с чем обратились стороны сделки в ведомство и по каким основаниям оно им отказало. "В любом случае, пока об отказе говорить рано, надо дождаться обращения сторон в ФАС и его ответа на него", - отметил Павел Катков.
"Между "Яндексом" и ФАС нет того, что можно интерпретировать как конфликт. Скорее, происходит вполне естественный процесс обсуждения возможной сделки при уже высокой доле компании на рынке", - считает аналитик ИК "Велес Капитал" Артём Михайлин. Проверка подобных фактов – как раз работа антимонопольной службы. "Яндекс" и ФАС не сходятся в методиках оценки рынка и долей участников, что и порождает разные позиции.
"Для "Яндекса" активы "Везёт" важны с точки зрения усиления своего влияния в регионах и, скорее всего, в определенных, где доля сейчас не столь велика. M&A по обоснованной цене хороший способ ускорить рост подразделения. Мы не наблюдали существенной реакции рынка как на новости о сделке, так и на сообщения о проверке ФАС", - объясняет Артём Михайлин.
По примерным оценкам, "Везёт" делает порядка 300-350 млн поездок в год, что эквивалентно 15-20% от поездок "Яндекс.Такси" в этом году. Однако, покупаются активы только в некоторых регионах, и сколько конкретно новых поездок получит "Яндекс" пока не совсем понятно. "За прирост в 300 млн поездок цена в $178 млн выглядит более чем обоснованной. По поводу монополизации рынка ситуация не однозначная, так как позиции разных компаний отличаются в зависимости от регионов. Мы не знаем точно, в каких регионах "Яндекс" покупает активы "Везёт" и как это отразится на конкуренции в них", - считает Артём Михайлин.
По мнению Артёма Михайлина, другие агрегаторы настороженно относятся к данной сделке, при этом особого ущерба для "Яндекса" при расторжении сделки не будет. "На наш взгляд, ожидания рынка относительно нее пока сдержанные. Легальный рынок такси в России оценивался более чем в 700 млрд руб., а агрегаторы стабильно занимают в нем больше 60%. Основными агрегаторами являются "Яндекс.Такси", "Ситимобил", "Везёт", "Максим" и Gett", - сообщает аналитик.
"Очевидно, что "Яндекс" не планировал конфликтовать с ФАС, наоборот новая сделка с "Везёт" структурировалась таким образом, чтобы покупка части активов никак напрямую не повлияла на долю рынка на рынке таксомоторных перевозок", - отвечает аналитик "Фридом Финанс" Евгений Миронюк.
Новую сделку можно считать второй попыткой "Яндекса" расширить свое влияние на этом рынке хотя бы частично за счет активов "Везёт". Имея значительные финансовые ресурсы, "Яндекс" может претендовать на расширение бизнеса в смежные сферы, в том числе в области грузоперевозок. Текущая сделка структурирована так, чтобы не было необходимости запрашивать разрешение регулятора, да и сумма относительно незначительна, $178 млн, заявил Евгений Миронюк.
"Считаем, что доля "Яндекс.Такси" может вырасти до 40-50% российского рынка такси и без полного поглощения "Везёт". Доля "Яндекс.Такси" на рынке Москвы к концу 2020 года и так превысила 70%. Росту популярности способствуют инновационные сервисы агрегатора такси и продолжающаяся тенденция монополизации рынка несколькими крупными игроками. Например, по прогнозу Goldman Sachs, к 2022 году оборот "Ситимобил" будет составлять 18% от оборота "Яндекс.Такси", - рассказал Евгений Миронюк.
Информация о том, что ФАС России проверит сделку между "Яндексом" и "Везёт" не сказалась значительно на стоимости расписок Yandex clA на МосБирже, в большей степени снижению способствовала небольшая коррекция в акциях технологических компаний на торгах среды.
Покупка call-центров не значительно улучшит уровень сервисов "Яндекс.Такси", но снизит конкуренцию на региональном рынке. Непосредственно данная сделка не приведет к монополизации рынка, считает Евгений Миронюк.
Напомним, что ранее у "Яндекса" был опыт слияния с другими компаниями в области агрегаторов такси. В июле 2017 года "Яндекс" и Uber подписали соглашение об объединении бизнесов по онлайн-заказу поездок в России, а также в Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии и Казахстане в составе новой компании.
Елизавета Неупокоева