C 2015 года на смартфонах и планшетах Fly на базе Android не будет установлено никаких приложений или виджетов "Яндекса", рассказали "Ъ" в "Яндексе". Наиболее вероятно, что это вынужденная мера, связанная с перезаключением пакета соглашений с Google на получение GMS (Google Mobile Services, пакет мобильных приложений от Google, куда входят карты, почта Gmail, браузер Chrome, YouTube и др.), полагают в "Яндексе". "Еще три года назад Fly предустанавливал поиск "Яндекса" на первом экране. Однако судя по тому, как развивается ситуация, сейчас наши взаимоотношения со многими производителями оказались под угрозой полного запрета",— говорит представитель компании Ася Мелкумова. "У нас действительно есть контракт с Google, но обсуждать его условия я не могу",— заявил "Ъ" директор по развитию и планированию Fly Мазар Жан, отказавшись от дальнейших комментариев.
"У людей всегда есть возможность выбрать, какими приложениями и сервисами пользоваться на своих Android-устройствах",— возражает представитель Google Алла Забровская. Когда производитель хочет получать часть дохода от поиска на своих устройствах, Google просит предустанавливать GMS, потому что компания делится с ним своими доходами, объясняет логику Google собеседник "Ъ" в интернет-отрасли. По его словам, если, например, другая компания хочет предложить более интересные условия, она может это сделать, и тогда их сервисы будут предустановлены вместо сервисов Google.
Но по словам источника в "Яндексе", в ноябре Fly перезаключил с Google пакет договоров, необходимый для получения GMS. "Из них следует, что производитель не может ставить на свои устройства никакие конкурирующие приложения, и также отдельно — что не могут быть установлены никакие приложения "Яндекса",— говорит собеседник "Ъ".— Fly не может предустановить даже "Яндекс.Метро", несмотря на отсутствие у Google конкурирующих сервисов".
По данным розничной сети МТС, в третьем квартале продажи смартфонов на Android выросли до 42,6 млрд руб. (72,4% в общей выручке), в штуках — до 6,5 млн устройств (85,5% рынка). Средняя доля "Яндекса" на Android составляет около 47%.
Это не первый случай, когда производители "второго эшелона" (В-бренды) отказываются от сотрудничества с "Яндексом" из-за возможного давления со стороны Google. C сентября от предустановки любых приложений российской компании на Android-смартфоны отказался Explay, а еще раньше, летом, выпускать устройства с приложениями "Яндекса" перестал Prestigio. При этом доминированием Google в отношении разработчиков приложений для смартфонов на Android и производителей уже заинтересовалась Еврокомиссия. Антимонопольные органы ЕС проводят расследование, пытался ли Google повлиять на вендоров, чтобы они отменили или отложили выпуск устройств на конкурирующих с Android операционных системах или с другими предустановленными приложениями.
Полный запрет на предустановку сервисов на устройствах Fly и Explay может оказать влияние на долю "Яндекса", основной заработок которого приходится на доходы от контекстной рекламы (93% от общей выручки в третьем квартале). Опасения российской компании можно понять: по итогам девяти месяцев этого года продажи смартфонов Fly в России заняли уже 11% рынка в штучном выражении (6% в январе-сентябре 2013 года), пропустив вперед только Samsung c 20%, оценивала "Евросеть". "Рост доли Fly вызван невысокой стоимостью устройств,— отмечает представитель "Связного" Мария Заикина.— Большая часть их смартфонов продается в сегменте менее 5 тыс. руб., который формирует свыше 40% рынка смартфонов".
Роман Рожков