ГИС получили прививку от отечественного ПО

Мин­цифра РФ пред­ло­жила от­ме­нить тре­бова­ние рос­сий­ско­го пра­витель­ства к 2020 г. обес­пе­чить сов­мести­мость всех го­сударс­твен­ных ин­форма­ци­он­ных сис­тем (ГИС) с аль­тер­на­тив­ным офис­ным ПО. В счет­ной па­лате уве­рены: выс­ту­пив с этой ини­циа­ти­вой, ми­нис­терс­тво приз­на­ло, что не смог­ло эф­фектив­но ор­га­низо­вать ра­боту ме­ханиз­ма. Иг­ро­ки рын­ка счи­та­ют: от­сутс­твие та­кой сов­мести­мос­ти заб­ло­киру­ет пе­реход ГИС на оте­чес­твен­ное ПО.

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ внесло на рассмотрение проект постановления правительства РФ "О внесении изменений в постановление правительства РФ от 8 июня 2018 г. №658 "О централизованных закупках офисного программного обеспечения, программного обеспечения для ведения бюджетного учета, а также программного обеспечения в сфере информационной безопасности". Этот проект постановления помимо прочего предлагает признать утратившими силу абзацы седьмой и восьмой пункта 4 постановления №658.

Из постановления предложено исключить следующий текст: "Проведение до 2020 г. работ по обеспечению совместимости программного обеспечения информационных систем федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет правительство РФ, включая программное обеспечение федеральных государственных информационных систем, операторами которых они являются, с офисным программным обеспечением и программным обеспечением в сфере информационной безопасности не менее чем 2 различных правообладателей (групп правообладателей) исключительных прав на программу для электронных вычислительных машин; продление до 2020 г. сроков реализации мероприятий по переходу федерального органа исполнительной власти на использование отечественного офисного программного обеспечения и корректировку по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ утвержденных планов-графиков перехода федеральных органов исполнительной власти на использование отечественного офисного программного обеспечения, указанных в абзаце третьем пункта 2 настоящего постановления".

Генеральный директор "Базальт СПО" Алексей Смирнов считает, что, хотя "Базальт СПО" и не продает офисное ПО и антивирусы, но постановление на компанию повлияет. "Сейчас в п.4 абзац 7 признается утратившим силу, а в этом абзаце говорится, что до 2020 г. надо обеспечить совместимость всех ГИС с отечественным ПО у пользователей. Этот пункт не выполнен, и сейчас такие системы, как ЕГАИС, ГАС Правосудие, ГАС Управление требуют от пользователей установки MS Windows. Даже для сдачи ЕГЭ и ОГЭ требуется установка MS Windows. Теперь надо или искать виновных, или отменить требование. Отсутствие такой совместимости фактически блокирует переход на отечественное ПО", - уверен Алексей Смирнов.

Два месяца назад ComNews сообщал о том, что несмотря на требование российского правительства к 2020 г. обеспечить совместимость всех ГИС с альтернативным офисным ПО, девять месяцев спустя владельцы трети ГИС так и не сделали этого. Тогда Минцифра предложила оценить результат не ранее начала 2021 г.

В счетной палате корреспонденту ComNews объяснили, что централизованная закупка отечественного офисного и антивирусного программного обеспечения так и не была реализована в том виде, как это предполагалось при принятии постановления. "Постановление предусматривало, что все федеральные органы исполнительной власти передадут свои бюджеты на эти цели в Минцифры, а министерство в свою очередь осуществит закупку по более низкой стоимости за счет большого объема закупки. В действительности Минцифры так и не удалось консолидировать на себе соответствующие бюджеты, в результате чего в августе 2019 г. в постановление были внесены изменения, благодаря которым финансирование централизованной закупки стало осуществляться из средств национальной программы "Цифровая экономика РФ". То есть ожидаемый положительный экономический эффект достигнут не был, однако, предполагалось, что это позволит значительно повысить текущий уровень импортозамещения во всех ведомствах. Минцифры в пояснительной записке к настоящему проекту постановления указывает, что при реализации постановления выявились следующие факторы: недостаточно эффективный сбор потребности федеральных органов исполнительной власти в лицензиях антивирусного и офисного программного обеспечения, длительность процесса передачи лицензий в ведомства, а также отсутствие централизованных инструментов мониторинга даты активации и объема использования лицензий на стороне органов власти, что привело к сокращению сроков полезного использования программного обеспечения. Фактически министерство признало, что не смогло эффективно организовать работу этого механизма. В данной связи решение об отмене таких централизованных закупок представляется верным, но чрезмерно запоздалым, поскольку, во-первых, ведомства получили годовую подписку в рамках первой централизованной закупки и большинство из них, скорее всего, не сможет такие лицензии продлить ввиду отсутствия заложенных в бюджете на эти цели денежных средств, а значит положительный эффект импортозамещения от первой закупки будет значительно девальвирован. Во-вторых, это решение негативно скажется на разработчиках отечественного программного обеспечения, так как они планировали свою хозяйственную деятельность с учетом наличия централизованных закупок и их финансирования из средств национальной программы", - рассказала пресс-служба счетной палаты.

В Минцифре на запрос ComNews не ответили. Разработчики отечественного ПО не рады такой инициативе, но надеются, что она найдет отражение в других нормативно-правовых актах, с пересмотром сроков.

Генеральный директор компании "МойОфис" Дмитрий Комиссаров сказал, что "МойОфис" не поддерживает эти предложения. По его мнению, они приведут к остановке процессов интеграции с отечественным программным обеспечением, к замедлению цифровой трансформации и снижению уровня информационной безопасности. "ГИС создавались с использованием проприетарных технологий иностранных разработчиков, которые частично устарели и в настоящее время не поддерживаются. Поэтому, критически важно провести интеграцию российского ПО с ГИС, иначе эксплуатанты не смогут ни закрывать уязвимости, ни обновлять свои системы из-за требований законодательства, - комментирует Дмитрий Комиссаров, - По плану, работы по интеграции российского офисного ПО с ГИС должны быть выполнены в 2020 г., до конца которого осталось 1,5 месяца - соответствующие конкурсные процедуры проводить уже просто некогда. В таких условиях целесообразно говорить не об отмене всего процесса, а об изменении сроков его реализации с персональной ответственностью за результат".

Генеральный директор АО "НКТ" (разработчик Р7-Офис) Наталия Агафонова согласна: "Желание инициатора отменить пункт, который не исполнен, естественно. Однако проблема совместимости ГИСов насущная и регулярно поднимается в сообществе как одна из проблемных при реализации перехода ФОИВов на отечественное ПО. Этот пункт с требованием совместимости не может быть исключен из нормативных требований. Если он исчезнет из этого постановления, то по всей видимости он будет включен в другие нормативные акты, например, в дорожную карту мер поддержки отечественного ПО с продлением сроков реализации совместимости и уточненным механизмом финансирования. Иначе потеря данных требований будет брешью в последовательной политике импортонезависимости".

Президент НП "РУССОФТ" Валентин Макаров считает, что во многом причина отмены требования совместимости связана с низкой эффективностью принятой стратегии импортозамещения ПО. Он предположил, что задача обеспечения совместимости существующих ГИС с указанными пакетами не была выполнена в срок. "Отчасти этот факт связан с пандемией, которая приостановила реализацию многих ИТ-проектов и программ, запланированных государством. В условиях тотального карантина и соответствующего снижения экономики, в первую очередь сокращению подлежали бюджеты всех некритичных проектов. По-видимому, сюда вошли и бюджеты проектов совместимости ГИС и указанных классов ПО. Ожидать массового внедрения отечественного ПО, не имея стратегии комплексного замещения платформенных решений, было нельзя. Ориентация на "невидимую руку" реестра, которая, без формирования конкурирующих между собой консорциумов производителей и без выделения бюджетов мотивированным пользователям, будет приводить к тому, что решение проблемы совместимости ПО займет долгие годы", - говорит Валентин Макаров.

Он предполагает, что если обязанность совместимости ГИС с отечественным ПО исключат, то ГИС перейдут на импортное ПО и отечественного продукта не окажется там вовсе. "Надо понимать, что разработчики ПО вторичны по сравнению с пользователями - с ИТ-директорами, которые в условиях постоянного дефицита бюджета поддерживают работу этих самых ГИС. Для них всегда справедлив старый принцип - "работает, и не трогай". Для того, чтобы они стали серьезно заниматься замещением ПО, необходимо сочетание кнута и пряника. Пока дальше кнута дело не идет. Отсюда и результат, - уверен Валентин Макаров, - отсутствие альтернативы в этом документе означает, что решение проблемы совместимости существующих ГИС с отечественным ПО указанных классов будет отложена до лучших времен. Значит сохранится риск вмешательства третьей стороны в функционирование ГИС, а отечественные разработчики ПО снизят темпы развития".

Заместитель генерального директора по маркетингу АО "МЦСТ", ПАО "ИНЭУМ им. И. С. Брука" Константин Трушкин тоже негативно оценивает инициативу. "Считаем, что это затормозит процесс импортозамещения. Тем не менее, это уже факт, и он означает, что не хватило мотивации для переноса ГИС на отечественное ПО. Косвенно это ударит и по производителям вычислительной техники на российских процессорах, поскольку естественная последовательность действий такая: 1. переход на российское ПО, 2. переход с российским ПО на российские процессоры", - прокомментировал Константин Трушкин.

Исполнительному директору ITGLOBAL.COM Виталию Грицаю кажется, что это вынужденная мера правительства, т.к. объективно отечественный софт пока не дотягивает до мировых лидеров и вряд ли когда-нибудь дотянет, если не выйдет на международный рынок. "И это не потому, что российские компании не могут создать продукт мирового уровня, а просто органическое следствие ориентации на более узкую целевую аудиторию (в данном случае только на российский рынок). Мы ощутили эту трансформацию на себе, когда начали активно работать на международной арене. Поэтому необходимо поддерживать российские компании в их стремлении к экспорту интеллектуальной собственности, и тогда эти продукты будут на уровне. Что же касается этих правок, то, вероятно, чуть позже их снова попытаются внедрить, т.к. есть ярко выраженная политика на импортозамещение", - считает Виталий Грицай.

Генеральный директор АО "ТЭК-Торг" Дмитрий Сытин встал на защиту регулятора: он отметил, что российский рынок пока не готов разрабатывать ПО так быстро, как нам хотелось бы. "Кроме того, ГИС чаще всего содержат конфиденциальную информацию, они обеспечивают важнейшие функции государства. Поэтому независимо от желания органов государственной власти, на рынке может просто не быть в нужном количестве и качестве программных продуктов, которые требуются. Когда принимали решение, возможно, было ощущение, что рынок поменяется быстро, но реальное состояние рынка показало, что он не готов к таким изменениям. На мой взгляд, через некоторое время мы снова можем вернуться к этому вопросу, но будем уже более подготовленными. Пример: ЕИС перешла на использование открытого ПО, но этот процесс занял у нас несколько лет, включая подготовку, планирование, бюджетирование и т.д. Переход на любое другое ПО – это всегда сложная задача, которую нельзя решить в короткий промежуток времени без ущерба основной деятельности. Думаю, мы скоро увидим новые планы, но с учетом реалий рынка. Государство планомерно будет избавляться от зависимости своих систем от импортных вендоров, продуктов и ПО", - уверен Дмитрий Сытин.

Директор по инновациям компании "Рексофт", координатор комитета по импортозамещению РУССОФТ Виталий Баланда пояснил, что, в первую очередь, при решении задач по совместимости речь идет о реализации прав граждан и юридических лиц, о необходимости обеспечения взаимодействия ГИС друг с другом и об обеспечении национальной безопасности. "Для решения этих задач требуется унификация интерфейсов и форматов данных ГИС, т.е. изложение требований к ним на нейтральном языке, чтобы их мог реализовать любой вендор. Также необходима унификация правил разработки и эксплуатации информационных систем, связанных с обработкой данных. Совместимость с конкретным ПО, безусловно, важна, но системную задачу она решает не полностью. Это масштабная задача межведомственного уровня, требующая участия представителей государственных учреждений (операторов ГИС) и ИТ сектора. Решаться данная задача должна в соответствии с запросом рынка и граждан, реализуя принцип минимума обременений и приоритет открытых стандартов", - подвел он итог.

Юлия Мель­ни­кова

Тематики: ПО, Регулирование

Ключевые слова: программное обеспечение, регулирование, Минцифры, ГИС