Существующий в настоящее время размер межбанковских комиссий за прием карт к оплате является оптимальным для России и выполняет важную функцию баланса между участниками платежного рынка. Об этом заявил глава международной платежной системы Visa в России Михаил Бернер в интервью телеканалу РБК.
По его словам, межбанковские комиссии — это механизм перераспределения доходов между банками, которые занимаются эквайрингом, и банками, которые занимаются эмиссией карт. Они выполняют две важные функции: способствуют расширению точек приема карт, а также увеличивают долю безналичных платежей. «Когда межбанковские комиссии находятся на одном относительно небольшом уровне, они должны способствовать развитию приема карт. В России этой проблемы сейчас не стоит», — сказал Бернер, добавив, что благодаря усилиям участников рынка прием карт осуществляется повсеместно. По его словам, сейчас стоит вопрос дальнейшего роста безналичных платежей и этой цели способствуют межбанковские комиссии, размер которых может быть и чуть выше, чем на стадии расширения сети приема.
Межбанковская комиссия, или интерчейндж, — это часть эквайринговой комиссии, общего тарифа за прием карт, который банк взимает с магазина. Размер интерчейнджа устанавливает платежная система, но он является доходом банка покупателя (эмитента), а перечисляет ее банк продавца (эквайер). В эквайринговой комиссии доля интерчейнджа составляет примерно 70%. В среднем по рынку ставки за эквайринг варьируются в пределах 1,5–2,5% от стоимости товара.
В августе Visa предупредила партнеров, что в 2022 году повысит межбанковскую комиссию для супермаркетов — с 1 до 1,3%, а также отменит льготный межбанковский тариф для крупных продавцов бытовой техники, мебели и курьерских служб.
Повышение произошло на фоне вновь разгорающегося спора между ретейлерами и игроками платежного рынка о размере интерчейнджа. Крупнейший российский маркетплейс Wildberries в середине августа объявил о том, что теперь при оплате заказов картами «Мир», Системой быстрых платежей или SberPay покупатели смогут сэкономить на покупках 2% от их суммы. В компании это решение объяснили тем, что у международных платежных систем более высокие межбанковские комиссии за прием карт к оплате и поэтому теперь они будут отображаться в стоимости товара. После начала акции на сайте онлайн-ретейлера стала отображаться не скидка к цене товара при оплате российскими платежными системами, а комиссия в размере 2% при оплате картами Visa и Mastercard. Представители международных платежных систем назвали это решение нарушением их правил и попросили банки-эквайеры разобраться в ситуации.
О высоких эквайринговых комиссиях заявили недавно и в сети АЗС Shell. По словам директора по развитию и операционному управлению сети АЗС Shell в России Виталия Маслова, сложившаяся система ставок по эквайрингу для сетей АЗС давно устарела и требует пересмотра в сторону снижения до уровня эквайринговых ставок в ресторанах быстрого питания. Так, если для Shell этот тариф составляет около 1,5%, то для ресторанов быстрого питания — 0,9–1%. При этом он указал на то, что комиссия за эквайринг в странах Восточной Европы составляет лишь 0,3–0,4% от стоимости товаров, что является наиболее приемлемым с точки зрения маржинальности бизнеса АЗС и перспектив долгосрочного развития.
Решение об изменении интерчейнджа принимается с учетом анализа рынка, уточнил Михаил Бернер: «Те изменения, которые мы произвели, нам кажутся правильными, они будут дальше стимулировать банки переводить как можно больше оборотов на безналичные платежи. Создадут возможности для увеличения программ лояльности, создадут новые предпосылки для того, чтобы рост безналичных платежей проходил в еще более ускоренном формате». Он также напомнил, что Visa постоянно видоизменяет программы, часть из них прекращает свое действие, а часть сохраняется и расширяется, например льготная ставка межбанковской комиссии для малых предприятий.
Во многих европейских странах размер эквайринговой комиссии регулируется государством, и она ниже, чем в России. Но, как пояснил РБК Бернер, такое регулирование негативно сказывается на потребителях и количестве преимуществ, которые они получают от своих банковских карт. Так, при низких комиссиях отменяются практически все программы лояльности, возрастает стоимость использования финансовых услуг, а также снижаются инвестиции в развитие безналичных платежей. «Если раньше использование карт было бесплатным, то сразу же появляются или ежемесячные комиссии за использование карты, или годовые комиссии, которые могут быть достаточно ощутимые, €30–50», — рассказывает о европейском опыте Бернер. В качестве примера он привел Польшу, где многие банки ввели плату за звонки в call-центр поминутно или предлагали приобрести подписку для частых звонков.
Межбанковская комиссия сейчас действительно находится на оптимальном уровне, который позволяет эмитентам предоставлять своим клиентам кешбэк и выпускать карты на выгодных условиях, считает председатель комитета Ассоциации банков России по платежным системам Алексей Маслов. Но с ним не согласен руководитель отдела продаж международного платежного провайдера Ecommpay в России Максим Макаров — эквайринг себе не может позволить начинающий и мелкий бизнес, говорит он: «Далеко не во всех небольших магазинах, особенно за пределами крупных городов, есть терминал для оплаты картой». По его версии, для совсем небольших магазинов эквайринг пока еще дорогой, а переложить комиссию на покупателей они не могут, так как это сделает их неконкурентоспособными.
По мнению Макарова, если интерчейндж не изменится, то в какой-то момент рост доли безналичных платежей и их покрытие на территории России остановится. «Если эквайринговые комиссии в России будут установлены и зарегулированы на низком уровне, как в Европе, рынок в целом от этого выиграет», — считает собеседник РБК. Регулирование может привести к снижению стоимости товаров, а также к развитию здоровой конкуренции. «Тогда не только один игрок, который сейчас, по сути, является монополистом, сможет предлагать более низкие комиссии. В этом случае все станут равны, и выбор партнера будет происходить не на ценовом уровне, а на уровне оказываемого сервиса, и это, на мой взгляд, самое важное», — объяснил он.
Российский рынок услуг торгового эквайринга операций по платежным картам является высококонкурентным, что многократно подтверждалось представителями ФАС, а применение механизмов тарифного регулирования на высококонкурентных рынках негативно влияет в первую очередь на конечного потребителя, не согласен Маслов. Он напомнил, что в прошлом году ЦБ в рамках поддержки бизнеса в пандемию коронавируса на несколько месяцев вводил регулирование ставок эквайринга для онлайн-торговцев, и этот опыт наглядно показал, что потребитель ничего не выигрывает. Тогда ряд крупных банков отменили начисление кешбэка и бонусов за покупки в интернете.
По мнению председателя Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктора Достова, рост безналичных платежей продолжится в том числе потому, что карты начинают принимать те сферы услуг, которые традиционно использовали только наличку. «Например, такси и чаевые: такси уже повсеместно принимают карты, чаевые сейчас находятся на этапе развития безналичного приема», — указал Виктор Достов.
Евгения Чернышова, Павел Демидович