По мнению чиновников дорожных ведомств главная причина низкого качества дорог в России в излишней нагрузке, которой ее подвергают российские автовладельцы. Прежде всего это касается тяжелой техники весом свыше 12 тонн. Таких автомобилей в России около полутора миллионов единиц, но нагрузку они создают такую как пятнадцать миллиардов легковушек. Дороги же строят еще по советским ГОСТам, авторы которых не предполагали такую колоссальную нагрузку.
Поэтому 6 апреля 2011 года принят федеральный закон N 68-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" согласно которому с 2011 года возрождены Дорожные фонды, а с 2013 года начнется взиматься дополнительная плата с транспортных средств свыше 12 тонн исходя из их пробега по дорогам России.
Мера достаточно логичная и с точки зрения дорожников и с точки зрения автолюбителей: «кто больше всех дороги портит, тот больше всех и платит за их ремонт». Однако для ее реализации понадобится решить серьезные технические трудности. Ведь нельзя просто считывать показания одометра грузовика — ведь местные кулибины скрутят весь пробег. Нельзя поставить на всех федеральных трассах телекамеры или некие считывающие рамки. Во-первых: это дорого, во-вторых: владельцы большегрузов направят свои потоки на второстепенные трассы и окончательно «убьют» провинциальную дорожную сеть.
Поэтому единственным способом отследить перемещения грузовиков — является использование спутниковой системы ГЛОНАСС.
Компаний федерального масштаба, предоставляющих услуги мониторинга ГЛОНАСС не так много и «ЕНДС-Россия» — одна из них. Компания имеет более 60 представительств не только в России, но и странах Таможенного Союза, что важно для распространения дорожных сборов на всех «союзников». «ЕНДС» уже сегодня имеет практику мониторинга десятков тысяч транспортных средств.
Руководитель Санкт-Петербургского отделения «ЕНДС Северо-Запад» Алексей Труфакин прокомментировал государственную инициативу, озвученную в № 68-ФЗ:
«Одной компании мониторинг всех грузовиков России не доверят — это противоречит антимонопольному законодательству. Кроме того, с анализом информации поступающей с полутора миллиона объектов не справится ни один сервер. Но мы уже накопили серьезный опыт мониторинга сотен и тысяч объектов, наше оборудование и программное обеспечение постоянно развивается, поэтому мы готовы принять участие в конкурсе и занять свою долю на этом будущем рынке. Уверен данная государственная инициатива давно нужна нашим дорогам, хотя пора бы их строить более надежными, чтобы не ремонтировать каждые пол года, и не разорять поборами автомобилистов».