30 российских банков уже заключили договоренности о внедрении типового решения по шифрованию биометрических данных при передаче их в ЕБС, первые подключения к системе завершатся в октябре 2019 года. В «Ростелекоме» «Известиям» рассказали, что платформа получила согласование ФСБ.
— ЦБ дал всем кредитным организациям отсрочку по внедрению соответствующих мер безопасности, поэтому пока банки выполняют компенсирующие меры. В ближайшее время всем участникам рынка необходимо перейти на одно из решений, которое соответствует требованиям к шифрованию: собственное, типовое или облачное, — объяснили в «Ростелекоме».
Кредитным организациям выгоднее использовать типовое решение: его внедрение обходится в среднем в 3–5 раз дешевле, чем разработка собственного, а сроки проекта сокращаются с 12 месяцев до двух, рассказали в «Ростелекоме». По оценкам его специалистов, собственное шифрование будут создавать не более 10% игроков, банки из топ-50 воспользуются типовым решением, а небольшие организации — облачным.
Появление у «Ростелекома» положительного заключения ФСБ на типовое решение — важное событие, открывающее для банков простой способ подключиться к ЕБС, рассказали в аккредитованной службой безопасности испытательной лаборатории по исследованиям методов шифрования «Крипто Про». Платформа будет способствовать подключению всех отделений к передаче данных в ЕБС до конца года, как этого требует регулятор, хотя это и амбициозная цель, отметили в Новикомбанке. Тем не менее кредитным организациям всё же требуется выделить ресурсы для модернизации автоматизированных систем, подчеркнули в ВТБ.
В ЦБ не ответили на вопрос «Известий», ожидается ли подключение всех офисов банков с универсальной лицензией в установленный законом срок.
В «Ростелекоме» не уточнили, какие кредитные организации планируют воспользоваться утвержденным решением. «Известия» опросили топ-50 банков и выяснили, что типовое решение закупят ВТБ, Новикомбанк, Абсолют Банк и УБРиР. В других крупных финансовых организациях рассказали, что планируют использовать аналогичное решение от Центра финансовых технологий. В этой компании на вопрос о заключении службы безопасности ответили, что пока «ждут официальные бумаги». В ФСБ не ответили на вопрос «Известий» о том, какие еще компании подавали заявки на утверждение метода шифрования биометрии.
Биометрическая идентификация позволяет избежать целого ряда мошенничеств, поскольку для подтверждения личности используются не только документы и пароли, которые можно подсмотреть или украсть, но и индивидуальные физиологические данные, которые подделать значительно сложнее, пояснили в банке «Хоум Кредит».
Один из сдерживающих факторов популяризации ЕБС — вопрос безопасности самих данных, особенно на фоне новостей об утечках персональной информации из банков, подчеркнули в «Возрождении». Пользователи также беспокоятся, что собранные слепки могут использоваться не только для удаленной идентификации, но и для надзора со стороны госорганов, добавили в кредитной организации.
Массовые утечки биометрических данных из банков невозможны, поскольку они не хранятся в кредитной организации, а сразу передаются в ЕБС, обнадежила руководитель блока цифрового бизнеса МТС Банка Екатерина Резникова. По ее словам, единичные («инсайдерские») сливы также исключены, поскольку система не позволяет хранить данные на компьютерах банковских сотрудников.
Невзламываемых систем в мире нет, однако максимальный ущерб, к которому может привести компрометация данных из ЕБС, — их потеря и тогда биометрию придется собирать заново, считает эксперт Group-IB Павел Крылов.
Даже если предположить, что слепки лица и голоса попадут в чужие руки, вероятность пострадать от действий мошенников значительно ниже риска социальной инженерии, уверен руководитель центра проектов и инноваций «БКС Премьер» Иван Мазов. Тем не менее основная причина неохотной сдачи россиянами биометрических данных — непонимание новой системы и отсутствие преимуществ в ее использовании, считает он. По словам эксперта, биометрия наберет популярность, только когда она будет широко использоваться в других сферах, например при предоставлении нефинансовых услуг.
Наталья Ильина