Структуры Государственного департамента США предоставили российской компании «Космотрас» официальные гарантии невоенного назначения спутников Iridium, которые планируется запустить осенью этого года с помощью конверсионной ракеты «Днепр» с пусковой базы РВСН в городе Ясный.
— Отдел космических и передовых технологий Бюро по делам океанов и международным природоохранным и научным вопросам Государственного департамента США подтверждает, что КА компании Iridium, разработанные компанией Thales Alenia Space и собранные компанией Orbital Sciences Corporation, которые будут запущены компанией МКК «Космотрас» на ракете-носителе «Днепр», будут зарегистрированы в американском Реестре объектов, запускаемых в космическое пространство, после их успешного запуска, — говорится в официальном письме из Госдепартамента. — Данные спутники предназначены для использования в общегражданских целях и являются коммерческими спутниками связи.
Как сообщил «Известиям» генеральный директор «Космотраса» Александр Серкин, аналогичные гарантии накануне были получены и от компании Iridium.
— Спутники Iridium NEXT, которые будут запущены на российской РН «Днепр», не будут нести в качестве полезной нагрузки никакой аппаратуры военного назначения, о чем компания Iridium Communications Inc. официально уведомила «Космотрас», — говорит Серкин. — Более того, успешный запуск космических аппаратов Iridium NEXT на ракете-носителе «Днепр» может открыть дорогу будущим запускам Iridium PRIME с помощью ракет «Днепр».
Iridium NEXT — это новое поколение космических аппаратов американского оператора низкоорбитальной спутниковой связи Iridium. В отличие от спутников первого поколения они позволят клиентам осуществлять передачу данных на современных скоростях — скорость увеличится с нынешних 9,6 Кбит/с до 1 Мбит/с. Первые два аппарата Iridium NEXT планируется запустить на «Днепре», а затем использовать для выведения ракеты Falcon 9 от SpaceХ.
Решение о проведении запусков «Днепров» — адаптированных баллистических ракет РС-20 «Воевода» — принимает руководство Минобороны, а затем оно санкционируется отдельным постановлением правительства. По словам знакомого с ситуацией источника в Роскосмосе, вопрос о целесообразности запуска спутников Iridium возник потому, что этот оператор предоставляет услуги связи военному ведомству США — поэтому у Госдепартамента и самой компании были запрошены официальные объяснения о назначении спутников. По словам источника «Известий», на сегодняшний день решение о проведении запуска спутников Iridium не принято.
Iridium традиционно обслуживает высшее руководство США и военных. У компании многолетний контракт с Агентством по оборонным информационным системам (US Defense Information Systems Agency, DISA), которое предоставляет коммуникационные и информационные сервисы для военных командований, президента США и многих других структур, связанных с обороной. DISA — крупнейший клиент компании: по контракту с этим агентством в 2014 году Iridium заработал $64 млн, в 2015 году счет составит $72 млн, говорится в финансовом отчете компании (суммарная выручка Iridium от оказания услуг в 2014 году составила $243,9 млн). Речь, однако, идет об оказании DISA ординарных услуг связи — передаваемые данные могут дополнительно защищаться на уровне абонентских устройств. Для исключительно военных нужд и секретной защищенной связи американские военные используют каналы связи геостационарных спутниковых систем, таких как Milstar или AEHF.
В прежние годы российские пусковые операторы не всегда отказывались выводить на орбиту иностранные спутники, несущие военные компоненты. Относительно недавно — в 2013 году — принадлежащая ракетно-космической корпорации «Энергия» компания «Морской старт» запустила с плавучего космодрома в Тихом океане космический аппарат Intelsat 27 (запуск прошел неудачно). Созданный корпорацией Boeing 6-тонный спутник Intelsat 27 принадлежал люксембургскому спутниковому оператору Intelsat и был построен для пополнения орбитальной группировки MUOS (Mobile User Objective System), обеспечивающей спутниковой связью Пентагон.
По словам представителей Роскосмоса, однозначного и четкого запрета на запуск российскими носителями иностранных спутников с аппаратурой в интересах военных не существует до сих пор.
— Решение о запуске принимается исходя из суммы факторов, учитывающих, в частности, принадлежность космического аппарата и особенностей эксплуатации, — пояснил «Известиям» официальный представитель Роскосмоса Игорь Буренков.
Иван Чеберко