Нeдавно стало известно, что Сбербанк в прошлом году обеспечил треть выручки (около 3 млрд рублей) российскому представительству IBM , заключив с ним целый ряд контрактов на длительный срок, до 5 лет. Речь идет и о поставке оборудования, и о программном обеспечении (ПО), и о его поддержке.
Сбербанк не одинок в своем желании подстраховаться, говорят представители IT–рынка. По их словам, массовыми закупками зарубежного оборудования и лицензий занимаются самые разные госорганизации. Ведь политическое напряжение не спадает, и новые санкции Запада могут прийти в любую минуту, а заместить импорт одномоментно невозможно.
"Проводят поскорее конкурсы"
"Тренд закупки импортного оборудования впрок действительно есть, — говорит Александр Семенов, президент ГК "Корус Консалтинг". — Имеют место два фактора: опасаются санкций и повышения цен из–за роста валютных курсов. Такие закупки в основном касаются серверного и телекоммуникационного оборудования". Между тем в ассоциации разработчиков программного обеспечения "Руссофт" отмечают тот же самый тренд еще и в области ПО. "Такое (закупки впрок. — Ред.) происходило в декабре прошлого года. Сейчас может быть очередная волна, потому что подошли сроки, когда будет создан каталог российского софта, — говорит Валентин Макаров, президент "Руссофта". — Противодействие импортозамещению идет на уровне нижнего звена компаний. Там привыкли работать с иностранными системами, верят им, не знают других систем, опасаются, что возникнут новые риски, и правильно опасаются. Они проводят поскорее конкурсы по поддержке существующих систем. Эти конкурсы уже не требуют импортозамещения. Вот они под личиной поддержки существующих систем и проводят конкурсы, чтобы купить как можно больше оборудования и софта впрок". "ДП" опросил о закупках ряд госпредприятий, но не многие согласились дать ответы (Сбербанк не в их числе), даже расплывчатые. Например, "Ростелеком" "закупает IT–обеспечение по мере необходимости". А в РЖД сообщили, что там "невозможна закупка ПО впрок, поскольку, согласно методологии бухгалтерского учета, нельзя купить лицензию без ввода ее в эксплуатацию".
Страх и выгода
Некоторые представители IT–рынка считают, что и вовсе массовых закупок IT–продуктов впрок нет, просто это большие плановые закупки. Например, гендиректор "Рексофта" Александр Егоров аргументирует это тем, что для Сбербанка 3 млрд рублей — относительно небольшая сумма. А Любовь Симонова, главный эксперт фонда Almaz Capital (финансирует технологичные бизнесы), говорит, что закупать оборудование или ПО на будущее — "это все равно что набрать iPhone первой модели впрок, чтобы ими пользовались дети и внуки".
Тем не менее другие участники IT–рынка столкнулись с описанной ситуацией и строят свои планы, исходя из нее. "Сейчас все купят, а в следующем году покупать не будут. Я думаю, что рынок тяжелого серверного оборудования очень просядет в следующем году — в долларах поставки могут упасть раза в два", — прогнозирует Александр Семенов.
В "Руссофте" считают, что закупки впрок "имеют сугубо отрицательное влияние на рынок". "Раз ты деньги потратил, вторые деньги тебе уже не дадут. В ближайший год IT–бюджет российских IT–компаний будет уменьшен на сумму закупки этого импортного железа и софта, — прогнозирует Валентин Макаров. — Кроме того, надо будет вводить импортозамещение. Но кто будет это делать и на какие деньги? Так что решение практичное для сегодня, а в течение года оно создает проблемы для российской IT–индустрии".
Между тем гендиректор агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин считает, что, наоборот, решение компаний закупать IT–продукты впрок не самое лучшее с точки зрения экономики, но вынужденное.
"Софт дешевеет, так что его выгоднее было бы купить позднее. Логика тут может быть только одна. Аналогов иностранному ПО нет и не предвидится. Если запретят, то нечем будет пользоваться", — говорит Юрий Брюквин.
Он добавляет, что даже заключаемые сейчас долгосрочные контракты не гарантируют, что сотрудничество не оборвется из–за санкций: "Если американское правительство, к примеру, запретит крупным компаниям США поставлять софт в российские компании, то будет как с "Мистралями".
Жанна Журавлева