Как отмечается в концепции, национальная система управления данными позволит повысить эффективность создания, сбора и использования государственных данных как для предоставления государственных и муниципальных услуг и осуществления государственных и муниципальных функций, так и для обеспечения потребности физических и юридических лиц в доступе к информации. В концепции указываются задачи и принципы создания и функционирования НСУД, порядок ее создания, в том числе финансирования, основные составляющие ее элементы и участники. Помимо того, в документе приведена общая оценка ожидаемого социально-экономического эффекта от создания системы.
Основным источником финансирования НСУД, согласно концепции, являются средства федерального бюджета, выделение которых предусматривается мероприятиями федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации". Вместе с тем, в документе указывается, что создание, эксплуатация и развитие (модернизация) НСУД может также осуществляться с использованием средств государственных институтов развития, внебюджетных источников финансирования, механизмов концессионных соглашений и государственно-частного партнерства.
Согласно дорожной карте по созданию НСУД, она будет разработана в течение 2019-2021 годов. Мероприятиями дорожной карты в первую очередь предусматриваются разработка соответствующей нормативной правовой базы и отработка механизмов повышения качества управления государственными данными.
Вместе с тем, для минимизации рисков внедрения, обеспечения дальнейшего успешного функционирования и изучения потенциальных возможностей НСУД, Правительство также постановило провести с 1 июля 2019 года по 31 марта 2020 года эксперимент по апробации основных подходов к созданию НСУД на данных, предоставляемых органами государственной власти. В эксперименте, в частности, будут участвовать Минкомсвязи, Минэкономразвития, Минфин, МВД, Росреестр, Федеральное казначейство, ФНС, Пенсионный фонд России, Аналитический центр при Правительстве России, Центральная избирательная комиссия, Банк России, банки и страховые организации, а также высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ на добровольной основе.
В открытом доступе все документы находятся на официальном сайте Правительства РФ.
Как пояснили в Минэкономразвития РФ, государственные данные, для управления которыми будет создана НСУД – это информация, содержащаяся в информационных ресурсах органов и организаций государственного сектора, а также в информационных ресурсах, которые созданы в целях реализации полномочий органов и организаций государственного сектора. "НСУД также будет оперировать информацией, не являющейся государственными данными, если она предоставляется для реализации государственных полномочий. Исключением являются сведения, составляющие государственную тайну. Их обработка в рамках НСУД не допускается", - указали в Минэкономразвития.
В Аналитическом центре при Правительстве РФ о государственных данных, которые будут подпадать под действие НСУД, сказали следующее: "Все государственные данные попадают в зону действия НСУД, в первую очередь требования к данным будут применяться к информации, которая имеет межведомственную значимость, для остальных они носят рекомендательный характер. В процессе проведения эксперимента лучшие практики и технические решения будут тиражироваться. До 2022 года будет идти постоянный процесс улучшения методологии, расширения сферы применения НСУД. Здесь надо уточнить один важный момент, НСУД не забирает данные себе и не хранит их. Национальная система управления данными выступает как общая методология, оценка совместимости и полноты данных в различных ведомственных и региональных/муниципальных реестрах. Включение информационных систем в контур НСУД будет постепенным, не войдут в него лишь закрытые ведомственные системы с информацией, составляющей государственную тайну".
О том, кто будет выступать оператором НСУД, в Аналитическом центре при Правительстве РФ заявили: "НСУД - это комплекс мер, предусматривающий в том числе создание ФГИС ЕИП НСУД. Оператором федеральной государственной информационной системы "Единая информационная платформа Национальной системы управления данными" является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, - это Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ".
Что касается создания НСУД, то, как указали в Минэкономразвития, в процессе будет вестись планомерная работа по улучшению качества государственных данных, обеспечению их открытости и доработке информационных систем со стороны операторов государственных данных.
Кроме того, в Министерстве раскрыли некоторые подробности финансирования и управления создания НСУД: "На разработку, создание и ввод в эксплуатацию НСУД совместно с цифровой аналитической платформой в 2019 году запланированы расходы бюджетных средств на общую сумму 1,4 млрд рублей, в 2020 году – 2,1 млрд рублей, в 2021 году – 1,7 млрд рублей. Координатором создания НСУД станет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Нормативную методологическую поддержку создания НСУД будет осуществлять Министерство экономического развития РФ".
Говоря о целесообразности НСУД, в Минэкономразвития заметили следующее: "В настоящее время многие из данных, которые содержатся в государственных информационных системах, разрозненны и не систематизированы, а также отсутствуют единые правила управления ими. Все это не позволяет быстро получать качественную информацию и принимать эффективные управленческие решения. Создание НСУД необходимо для повышения эффективности использования данных и сокращения финансовых и временных затрат на их обработку. НСУД позволит сделать государственные данные более доступными для органов власти, граждан и организаций, обеспечить их достоверность, полноту и актуальность, а также повысить степень их защиты".
В Аналитическом центре при Правительстве РФ дали следующее обоснование НСУД: "Создание системы продиктовано реализацией федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации". Это, своего рода, стержневой элемент новой сервисно-ориентированной модели государственного управления. Сегодня многие процессы государственного и муниципального управления трансформировались, функционирует более 800 информационных государственных ресурсов, множество электронных сервисов. Государство вложило в это много средств. Все это позволяет принимать решения, основанные на больших данных, для чего, в том числе, и создается Национальная система управления данными. Она также призвана повысить качество данных в государственных информационных системах и эффективность работы с ними, пересмотреть нормативное правовое регулирование, обеспечить применение единых правил и требований к формированию, ведению, изменению и хранению данных. Стандартизация данных во всех государственных информационных системах становится актуальной и для развития технологии искусственного интеллекта".
Относительно результатов, к которым приведет создание НСУД, в Аналитическом центре при Правительстве РФ заметили: "Можно говорить о как минимум трех уровнях улучшений, в зависимости от потребителя данных информационных систем. Так, для граждан внедрение НСУД повысит качество и доступность государственных услуг в цифровом виде за счет их персонализации и унификации интерфейсов межведомственного информационного взаимодействия. Помимо того, оно снизит срок официального ответа органов государственной власти с 30 дней до одних суток, позволит получить большинство госуслуг при предъявлении только одного документа. Для повышения удобства граждан планируется переход на электронные версии документов личного хранения, имеющие юридическую значимость".
В свою очередь, для представителей бизнеса, как отметили в Аналитическом центре при Правительстве РФ, НСУД даст повышение производительности и эффективности деятельности за счет использования оперативных, актуальных и достоверных данных на основе отраслевых информационно-справочных сервисов, дополнительных источников данных и аналитических сервисов; снижение неоправданной и избыточной административной (отчетной) нагрузки.
"Для органов государственной власти НСУД увеличит эффективность исполнения государственных функций, решения государственных задач вследствие снижения количества ошибок, связанных с низким уровнем полноты, достоверности и оперативности данных в информационных системах органов государственной власти; повысит точность планирования и прогнозирования, скорость и качество принимаемых управленческих решений в рамках задач государственного управления благодаря использованию инструментов "больших данных" и технологий машинного обучения, в том числе за счет обеспечения связности данных в различных информационных системах", - указали в Аналитическом центре при Правительстве РФ, добавив, что первые результаты работы НСУД будут видны уже в 2019 году. "В рамках же эксперимента будут исправлены ошибки в Федеральной информационной адресной системе (ФИАС), ЦИК России сможет апробировать в пилотных регионах технологию автоматизированного сбора Регистра избирателей, будет запущен "Цифровой профиль гражданина", - сообщили в Аналитическом центре при Правительстве РФ.
Касательно того, достаточно ли одной НСУД для улучшения состояния государственных данных или для этого необходим комплекс мер, в Аналитическом центре при Правительстве РФ сказали следующее: "Говоря о национальной системе управления данными мы понимаем ее как проект создания единой информационной среды, которая позволит повысить эффективность оказания государственных услуг и принимаемых государственных решений за счет гармонизации данных из множества систем, реестров и баз данных. Предусматривается не только создание единой технологической платформы, но и мероприятия в сфере кадрового обеспечения, подготовка соответствующей методологии по работе с государственными данными, организационное обеспечение и правовое регулирование преобразований. В каждом конкретном случае сочетание этих элементов будет уникальным".
Отметим, что на прошедшем в конце мая заседании профильной правительственной комиссии Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Константин Носков раскритиковал работу единого портала государственных услуг. В частности, он отмечал, что подавляющее большинство из порядка 400 федеральных услуг, представленных на едином портале, – это только формы заявлений, к которым, как правило, нужно приложить отсканированные копии документов, подписать их усиленной квалифицированной электронной подписью, которой у граждан, как правило, нет. "Дальше уже идет привычный аналоговый процесс в ведомстве, в результате которого выдается бумажный документ. В результате многие услуги не востребованы, а 90% трафика на портале – большого трафика – приходится на 20 услуг из 400", - указывал Константин Носков.
Он также констатировал, что в регионах ситуация еще хуже. "Как показывает исследование Минэкономразвития, почти половина электронных заявлений вообще остается без ответа", - сообщал Константин Носков.
При этом он высказывался и относительно физической инфраструктуры взаимодействия: "Есть МФЦ, они очень слабо интегрированы с инфраструктурой электронного правительства. А ведь задумывалось изначально, что МФЦ и портал госуслуг должны быть лишь разными интерфейсами взаимодействия гражданина и государства (онлайновый и офлайновый соответственно). А за ними должен быть обеспечен единый бизнес-процесс, куда включены все вовлеченные органы и уровни власти. Этого, к сожалению, пока нет. Все услуги разрозненны, не увязаны между собой, по большей части не интегрированы с бюджетными и коммерческими услугами. Мы не можем пока обеспечить единый процесс – сквозной, бесшовный клиентский опыт"
Вместе с тем, Константин Носков указывал на то, что в федеральном отраслевом законодательстве есть много норм, которые фактически делают невозможной цифровую трансформацию. "Например, требование о выдаче только бумажного результата услуги. Соответственно, предоставление комплексных услуг по жизненным ситуациям онлайн, без участия чиновника, проактивно, по реестровой модели становится невозможным. Конечно, есть ряд регионов-лидеров. Среди них стоит выделить Москву, Московскую область, Петербург. Есть ряд нестоличных регионов, которые явно вырвались вперед. Но большинство субъектов по объективным причинам серьезно отстают. Это большая проблема", - заявлял Константин Носков.
Резюмируя, он говорил следующее: "Мы исходим из того, что каждый гражданин России вне зависимости от того, в каком регионе он живет, имеет право и должен иметь возможность получать доступные и качественные цифровые услуги всех уровней власти и всей бюджетной сети".
Говоря о национальной системе управления данными, в Ассоциации больших данных (АБД) отметили, что в нее должны войти систематизированные данные государственных информационных систем, ресурсов и реестров. "Мы надеемся, что бизнесу будет предоставлен недискриминационный доступ к таким данным на основании открытых протоколов, в этом в случае, если доступ обусловлен нормативной обязанностью (например, проверка сведений по 115-ФЗ), такой доступ должен быть безвозмездным", - заявили в АБД.
Генеральный директор компании "ОрдерКом" Дмитрий Галушко заявил, что национальная система управления данными актуальна в силу того, что государственные данные необходимы сейчас не только для межведомственного взаимодействия, но и многим игрокам, в частности банкам и операторам связи. Вместе с тем он сказал: "Однако захотят ли пользователи давать согласие на это и будут ли их спрашивать?".
Дмитрий Галушко также обратил внимание на то, что доступ для бизнеса в национальную систему управления данными будет платным. При этом он отметил следующий положительный момент для бизнеса от создания системы: "Так, упростятся вопросы нахождения персональных данных ответчиков-физлиц. Если ранее РКН запрашивал место прописки директора, чтобы определить подсудность, то теперь - сразу в суд". Для того же, чтобы НСУД была эффективной, по мнению Дмитрия Галушко, необходимо, чтобы она была защищенной, простой и предоставляла быстрый доступ к данным.
Влада Сюткина