Намерение государства передать рынок (или его часть) госуслуг в частные руки следует из изменений, внесенных 30 декабря 2020 г. в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 N 210-ФЗ. Эти изменения внесены на основании Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30.12.2020 N 509-ФЗ.
Изменения, касающиеся предоставления госуслуг, внесены в пункты 1.2 – 1.7, п.1.9 ст. 7 ФЗ-210. Например, в пункте 1.2 сказано, что правительство РФ вправе определить перечень государственных услуг, которые могут быть предоставлены при обращении заявителей в коммерческие и некоммерческие организации (при наличии у них технической возможности). "Указанным порядком также определяются требования к коммерческим и некоммерческим организациям, в которые может обратиться заявитель за организацией предоставления государственных услуг", - говорится в этом пункте. "Перечень муниципальных услуг, случаи и порядок обращения за организацией предоставления таких услуг в коммерческие и некоммерческие организации (при наличии у них технической возможности) … и критерии отбора указанных организаций определяются органами местного самоуправления…", - сказано в пункте 1.4. В остальных пунктах устанавливаются требования к коммерческим и некоммерческим организациям, участвующим в организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
Владелец IT-legal компании "Катков и партнёры" Павел Катков объяснил, что госуслуги - это особый вид услуг, он регулируется специальным федеральным законом, и потому, чтобы ввести нового игрока, в него необходимо внести изменения. По его мнению, именно для этого и ввели поправки в 210-ФЗ. "Государственные услуги по своей природе могут оказываться только государством. Однако с точки зрения организации доступа к ним, создания дополнительных сервисов на их основе возможно наличие сервиса-посредника. В этом случае могут ввести такое понятие как "оператор госуслуг", - рассказывает корреспонденту ComNews Павел Катков. - Это может быть "Ростелеком", или другая компания. Такой сервис может быть один, и в этом случае это будет монополия по аналогии с РАО: эта организация вроде и не госорган, но аккредитована федеральным органом исполнительной власти (Минкультом) для совершение соответствующих действий в области сбора вознаграждений. Второй вариант - создать рынок сервисов. Тогда сервисов может быть несколько, это будут крупные игроки, и они будут конкурировать между собой - подобно тому, как конкурирует большая четверка операторов связи (МТС, "Билайн", "Мегафон", Теlе2). Возможно, будет создан рынок госуслуг: какие-то услуги будут дороже, для людей, которые готовы платить, и останутся обычные госуслуги "для бедных". Плюсы - во втором случае повысится конкуренция на этом рынке, и, возможно, качество этих услуг. Минусы - появление альтернативных (кроме государства) операторов госуслуг - это широкое поле для работы интернет-мошенников, с которыми сегодня правоохранительная система, увы, не справляется".
Юрист движения "Родители Москвы" подтвердил корреспонденту ComNews, что государственные сервисы хотят разбить на функции и отдать, в том числе, в частные руки. "В поправках к 210-ФЗ предусмотрена такая возможность", - добавил он.
Директор по развитию бизнеса Softline в нацпроекте "Цифровая экономика" Сергей Сошников пояснил, что речь идет о том, что государство готово передать осуществление деятельности в частный сектор при наличии у представителей должной инфраструктуры, что позволит потребителю услуги выбирать, к кому обратиться. "По сути, - говорит он, -это некое подобие франшизы, мы ведь привыкли пользоваться услугами ресторанов, работающей по данной бизнес модели, со временем даже не чувствуя разницы. Пока речи не идет о каком-то конкретном списке услуг и приоритетных "операторах", скорее говорится о возможности подобного перехода. Вероятно, в первую очередь под подобные изменения могут попасть услуги социального характера, например, туристические услуги для различных категорий граждан".
Сергей Сошников считает, что увеличение числа операторов, возможно, временно увеличит количество потерь пользовательских данных, так как потребитель будет чаще выбирать между платформами. "Но базовая информационная грамотность все же лучший защитник пользователя", - отмечает он.
Российская история уже знает пример масштабного частного бизнеса на государственных услугах. Еще в 2009 г., на заре появления Многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) и за год по начала работы портала gosuslugi.ru, в Петербурге открылся Единый центр документов. В огромном здании бывшего прядильно-ниточного комбината на улице Красного Текстильщика, 10-12 у жителей города появилась возможность получить большое количество госуслуг – от загранпаспорта до номерного знака на автомобиль. Все сервисы предоставлялись по принципу "единого окна" и с электронной очередью. Однако принадлежал Единый центр документов не государственным структурам, а некому Александру Фещенко, а позднее – Игорю Родионову. Все услуги в этом заведении предоставляло ИП А.В. Фещенко. Кто такой этот Александр Фещенко, который умудрился превратить оказание госуслуг (формально – помощь в их предоставлении) в частный бизнес, общественность так и не узнала. Позднее издание fontanka.ru сообщало, что Единый центр документов перешел к холдингу "Форум" Дмитрия Михальченко.
ООО "Единый центр документов" действует и по сей день. По данным ЕГРЮЛ, с 2012 г. по 2017 г. 100% долей этой компании принадлежали ЗАО "Холдинговая компания "Форум", а с декабря 2017 г. "Единый центр документов" полностью перешел под контроль ООО "Бронка Групп".
Аналитик "Фридом Финанс" Евгений Миронюк сообщил, что информации о передаче полномочий по управлению порталом "Госуслуг" каким-то негосударственным организациям не было. "Нововведения в теории могут предполагать создание некого "оператора госуслуг", в том числе на базе коммерческой организации. Но на практике речь может идти о делегировании части функций, например предоставления ряда сервисов квазигосударственным организациям. Вопрос в том, какие полномочия получат эти организации, и какая информация будет им доступна. Сейчас часть информации является общедоступной. Например, часть сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, - комментирует Евгений Миронюк. - Сложно сказать, какие цели может преследовать государство, потенциально предоставив некоммерческим организациям и коммерческим структурам доступ к возможности оказывать госуслуги. Возможно, речь идет о снятии возросшей нагрузки с Минцифры. Ранее ревизией ресурса "Госуслуги" министерство занималось совместно с компанией "РТ Лабс" (входит в группу "Ростелеком")".
За 2020 г. количество пользователей портала "Госуслуги" значительно увеличилось. Аудитория портала составляет 77 млн взрослого населения РФ. Об этом сообщил министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев в ходе расширенного заседания Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, которое прошло 15 апреля 2021 г. "На 12 млн человек мы приросли, во многом это было связано с запуском новых сервисов, которые в условиях пандемии можно было получить только онлайн", - сообщил Максут Шадаев.
"Для нас центральной миссией министерства является оказание цифровых сервисов, которые мы понимаем достаточно широко, от доступа к интернету до госуслуг, электронных сделок и всего остального. В этом смысле центральным элементом нашей инфраструктуры является портал "Госуслуг", за прошлый год у нас серьезным образом выросла аудитория", - сказал министр. Он добавил, что этого роста удалось добиться и за счет того, что серьезным образом была упрощена процедура открытия и подтверждения учетных записей портала госуслуг через мобильные банковские приложения.
Юлия Мельникова