Об этом говорится в официальном сообщении ГПКС. "Обычно ГПКС страхует спутниковую группировку на год, а потом продлевает ее. Существует определенная процедура – мы проводим конкурс на страхование, поскольку заинтересованы в получении лучших предложений на рынке", - сообщила ComNews пресс-служба предприятия.
С точки зрения генерального директора компании "Сетьтелеком" Сергея Пехтерева, страхование пуска МД2 - абсолютно традиционное для рынка событие, "где интересным может быть только, как изменится страховая премия в свете неудачи с АМ4". "Но страхование существующей группировки, пребывающей в разной степени выработки ресурса и наличия проблем, весьма нетривиальное мероприятие", - указывает он.
Как ранее сообщал ComNews, в августе был запущен долгожданный "Экспресс-АМ4" - самый мощный российский спутник. Через несколько часов после запуска аппарат ушел на нерасчетную орбиту, вскоре Роскосмос и ГПКС признали его полную потерю. Страховщиком аппарата был "Ингосстрах", который планирует к концу этого года выплатить 7,5 млрд руб. Однако на плечи самого "Ингосстраха" ляжет выплата лишь 225 млн. руб. – то есть 3% всей суммы. Остальные 97% выплатят компании, у которых "Ингосстрах" перестраховал риски. Компания также собирается страховать и проектируемый спутник "Экспресс-АМ4R", который призван заменить потерянный аппарат (см. новость ComNews от 23 сентября 2011 г.).
"ОСАО "Ингосстрах" будет участвовать в конкурсе. Заявки подаются 27 октября. В данный момент мы изучаем условия страхования космической группировки и готовим соответствующие материалы для международного рынка", - сказал репортеру ComNews вице-президент ОСАО "Ингосстрах" Александр Подчуфаров. По его словам, страховая сумма по случаю неудачного запуска спутника ГПКС "Экспресс-АМ4" еще не выплачена, но средства уже собираются.
Пресс-служба компании "Росгосстрах", которая также участвовала в тендере на страхование спутников "Экспресс", сообщала ранее, что компания по-прежнему заинтересована в работе с отраслью спутниковой связи. В пятницу пресс-служба не смогла прокомментировать, будет ли страховщик участвовать в тендерах.
Сергей Пехтерев отмечает, что экспертам страховых компаний предстоит практически "угадать прикуп": "Завысишь вероятность аварии и, соотвественно, страховую премию - контракт уйдет к конкуренту, занизишь и нарвешься на страховой случай - получишь многомиллионный убыток. Так что будем ждать итогов тендера, а потом стучать по дереву, ибо в случае аварии страховщик потеряет только деньги, а кто-то из спутниковых операторов может потерять весь бизнес...".
"На мой взгляд, не совсем правильно страховать спутники от "механической" поломки - получается, что такие проблемы ожидаемы, и в этом случае ГПКС должно представить страховым компаниям полную картину возможных неисправностей. Имеет смысл страховать космические аппараты, уже работающие на орбите, от каких-либо внешних повреждений, например, удара случайного метеорита или другого космического тела, – считает генеральный директор ООО "РуСат" Сергей Алымов. - Замечу также, что срок жизни перечисленных космических аппаратов небольшой, и вряд ли выплаченная сумма страховки сможет покрыть все издержки при наступлении страхового случая. При таком положении вещей большого смысла в страховании нет. Однако если страховка каким-либо образом поддержит космическую группировку или поможет обновить спутники при наступлении непредвиденного или страхового случая, то тогда действия ГПКС в этом направлении приведут только к положительным результатам".
"Тема "космического" страхования, увы, ныне интересует не только 5-6 узких специалистов, работающих в 2-3 специализирующихся на этом виде страхования компаний, но и значительное число других причастных к отрасли, - констатирует Сергей Пехтерев. - Причин этого увы, немало: и история с недозастрахованными спутниками ГЛОНАСС (странный выбор страховщика и страховая сумма в 3% от суммы ущерба в неудачном запуске "Протона"), и разгоревшийся летом скандал между "Ингосстрахом" и "Россгострахом" по поводу тендера на страхование "Экспресс-АМ4", и непростое состояние нашей орбитальной группировки, о чем открыто говорилось с трибуны конференции SATRUS'2011. Даже, казалось бы, удачный пример со страхованием ГПКС спутника "Экспресс-АМ4" - сумма возмещения адекватная, страховщик достойный, перестраховка сделана, страховщик не юлит и не прикрывается судебным крючкотоврстовом, но едва ГПКС получит все деньги на строительство нового аппарата, и кто компенсирует неполученные доходы от полностью распроданного гигантского по нашим меркам спутника?".
МАРИЯ ПЕТРОВА