В начале мая GS Group заключила акционерное соглашение о создании цифрового спутникового оператора с Beximco, рассказали "Ъ" в российской компании. Beximco — один из крупнейших промышленных конгломератов в Бангладеш, представлен в текстильной промышленности, недвижимости и гостиничном бизнесе, производстве лекарственных препаратов, изделий из керамики и других отраслях, владеет ежедневной газетой The Independent и одноименным телеканалом. В создаваемом СП, Beximco Communications Limited (BCL), российская сторона получит 45%, а Beximco — 55%. Инвестиции GS Group составят более 500 млн руб. (около $14 млн) в течение трех лет. Холдинг выступает как основной производитель и интегратор технологических решений и будет управлять проектом, вклад Beximco — лицензия, инвестиции и "содействие на государственном уровне и в других сферах внутри Бангладеш", рассказали в GS Group. В Beximco не ответили на запрос "Ъ".
Коммерческое вещание BCL должны начать до конца года. В 2015 году планируется подключить до 300 тыс. абонентов, а впоследствии привлекать по 400 тыс. подписчиков в год. Как отмечают в GS Group, проект станет первым легальным оператором цифрового спутникового ТВ в стране.
GS Group образована на базе производителя приемного оборудования для телевидения "Дженерал Сателайт", является основным поставщиком оборудования для Национальной спутниковой компании (бренд "Триколор ТВ") и, по мнению некоторых участников рынка, совладельцем оператора, но в GS Group это неоднократно опровергали. Развивает инновационный кластер в Калининградской области "Технополис GS". Владельцы и финансовые показатели GS Group не раскрываются. По данным "СПАРК-Интерфакс", совладельцами ЗАО "Корпорация Дженерал Сателайт" являются Андрей Ткаченко (67%) и Александр Дроздецкий (33%).
Это не первый зарубежный проект GS Group. Летом 2012 года компания запустила в Камбодже эфирную платформу Royal Group of Companies (RGC, бренд One TV).GS Group получила в этом СП 51%. Тогда в GS Group говорили, что хотят продолжить экспансию. Среди интересных рынков помимо Бангладеш назывались Индонезия, Пакистан, страны Юго-Восточной Азии и другие. Вчера в GS Group сообщили, что до 2017 года намерены вложить в зарубежные проекты порядка $300 млн.
Запуская RGC, Андрей Ткаченко говорил, что для выхода на окупаемость необходимо набрать 400-500 тыс. абонентов. Компания планировала достичь этого показателя "не позднее 2015 года". Вчера в GS Group не стали раскрывать текущий размер абонентской базы RGC, близкий к оператору источник оценивал его газете "Ведомости" в 60 тыс. клиентов на сентябрь 2013 года. При этом GS Group планировала зарабатывать в Камбодже в том числе на поставке приемного оборудования. Станет ли Бангладеш еще одним рынком сбыта для их ТВ-оборудования, в компании комментировать не стали. Не раскрывают в GS Group и ожидаемый эффект от проекта на выручку.
По данным Dataxis, в 2012 году телевидение было доступно в 59% домохозяйств в Бангладеш. В стране на тот момент не работали спутниковые операторы, но население могло нелегально принимать сигнал спутниковых операторов из соседней Индии. Аналитики ожидали появления на местном рынке легальных спутниковых операторов в 2014 году. Выручка в этом сегменте, по прогнозу Dataxis, в 2015 году могла составить $3,5 млн, а в 2018 году вырасти до $26,6 млн.
Анна Балашова, Алена Миклашевская