Боевики «Исламского государства» распространяют ролик с угрозами в адрес основателей Facebook и Twitter. Как социальные сети борются с экстремистской пропагандой и почему боевики нацелились на два крупнейших социальных сервиса, разбиралась «Газета.Ru».
В мессенджере Telegram распространяется видеоролик, содержащий прямые угрозы в адрес глав социальных сетей Facebook и Twitter Марка Цукерберга и Джека Дорси. В ролике присутствуют флаг террористической группировки «Исламское государство» (запрещена на территории России), а также портреты двух основателей соцсетей, на которые наложены следы от пуль и огненный фон.
Авторы видео угрожают «стереть имена (Цукерберга и Дорси) после того, как будут удалены их сайты».
Как утверждается в ролике, так называемые сыны армии халифата изменили 10 тыс. аккаунтов Facebook, 150 групп, а также 5 тыс. микроблогов Twitter.
Ранее в Twitter рассказали о том, что за пропаганду и поддержку террористической организации «Исламское государство» были заморожены около 125 тыс. аккаунтов.
В видео утверждается, что методы соцсетей по борьбе с пропагандой не работают и «при удалении одного микроблога на его месте появятся еще десять».
Исследователи из Университета Джорджа Вашингтона представили обширный доклад, в котором изложили результаты наблюдений за деятельностью связанных с ИГ англоговорящих аккаунтов в соцсети Twitter. Согласно данным исследователей, постоянная блокировка вновь появляющихся страниц сторонников террористов позволила снизить количество постов пропагандистского характера.
Как показало наблюдение, пропагандисты из рядов ИГ достаточно быстро создавали новую страницу взамен заблокированной, но возвращение подписчиков зачастую являлось проблемой.
Для этого, по данным исследователей, сторонники ИГ из соцсетей разработали целую инструкцию, которая предписывала, как регистрироваться, как находить «единомышленников» и как не навести на себя подозрения. «Центром координации» при этом был Twitter-аккаунт с названием Baqiya Shoutout. На него и обратили внимание исследователи.
Помимо создания новых аккаунтов последователи организации взламывали заброшенные микроблоги, которые были зарегистрированы с помощью одноразовых электронных адресов. После получения доступа к чужой странице (подобные аккаунты назывались «трофеями») ее новый владелец удалял все старые подписки. При этом, говорится в докладе, старые посты не удалялись, с тем чтобы отвести подозрения.
Тем не менее ряд предписаний, которые сторонники террористической группировки собирают и передают между собой, не помогают им избежать массовых блокировок.
Администрация Twitter (как и сами создатели пропагандистских микроблогов) использует для поиска экстремистских аккаунтов хештеги и ключевые слова.
Baqiya Shoutout — это название аккаунта, собиравшего в подписках и подписчиках все новые пропагандистские страницы, пришедшие взамен заблокированных. Как отмечается в отчете, за созданием профиля стоял особенно активный сторонник ИГ в соцсетях.
Исследователи следили за его деятельностью с июня по сентябрь 2015 года. Они замеряли, как меняется число твитов и подписчиков со временем после блокировок, используя списки, составляемые самим Baqiya Shoutout.
Выяснилось, в обозначенный период среднее количество ежедневных твитов от аккаунтов из списка сторонников ИГ снизилось с 14,5 до 5,5.
После наблюдения еще за четырьмя особенно активными пропагандистами выяснилось, что последователи боевиков пользовались схожим описанием профиля при создании новой страницы и следовали своей стратегии деятельности, что раз за разом позволяло находить их быстрее.
Согласно выводам исследователей, активная деятельность исламистов в Twitter заметно снизилась благодаря постоянным блокировкам.
Прежде всего снижение аудитории произошло из-за потери мотивации активистами, а также из-за попыток изменить способ поведения в соцсети на менее заметный, что также привело к падению ключевых показателей.
Facebook руководствуется схожей стратегией: социальная сеть развернула по всему миру не менее пяти офисов для борьбы с распространением информации о группировке. В них собраны команды специалистов, говорящих на десятках языках, которые планомерно выслеживают экстремистские аккаунты и анализируют профили, связанные с пропагандистами.
Кроме того, социальная сеть задействовала мощный инструмент — рекламу.
Facebook предложил группам, которые желают разместить у себя рекламные материалы, содержащие антипропагандистскую информацию, финансовое поощрение.
Таким образом соцсеть намерена не только пресекать деятельность уже имеющихся аккаунтов, но и не позволять сторонникам террористов влиять на других пользователей и заниматься вербовкой.
В связи с усиленной борьбой с противоправным контентом в социальных сетях террористы перебрались в мессенджеры.
В частности, информация об ИГ широко распространяется в секретных чатах Telegram.
Основатель сервиса Павел Дуров много раз подвергался критике из-за того, что зашифрованные мессенджеры пользуются популярностью среди людей, обменивающихся запрещенной информацией.
Вопросы со стороны властей также вызывает отказ Дурова от сотрудничества с правоохранительными органами государств. Тем не менее администрация мессенджера также сообщает об активной борьбе с пропагандистскими каналами и блокирует каналы, на которые поступают жалобы из-за активности боевиков.
Дмитрий Шестоперов, Анастасия Евтушенко