«Главстрой» – один из крупнейших игроков строительного рынка России. Корпорация ежегодно возводит миллион квадратных метров офисных и жилых площадей. Бизнес такого масштаба требует четких стратегических целей и отлаженной системы управления, нацеленной на их достижение. А высокий уровень конкуренции на рынке, рост цен на стройматериалы, появление новых технологий и растущие требования потребителей диктуют необходимость постоянных изменений. Для решения этих задач в корпорации выполняются проекты, направленные на совершенствование отдельных функциональных областей и реорганизацию системы управления в целом. При этом руководство «Главстроя» считает, что систему управления нужно оптимизировать на основе процессного подхода. В качестве консультанта по проекту диагностики системы управления была приглашена компания IDS Scheer, мировой лидер на рынке систем и услуг по управлению бизнес-процессами.
«”Главстрой” – большая амбициозная компания, расширяющая границы своего бизнеса в соответствии со стратегическим видением и ради достижения конкурентных преимуществ на целевых рынках, – говорит директор по развитию бизнеса компании IDS Scheer Россия и страны СНГ Антон Шматалюк. – Принципы управления в компании должны быть выстроены таким образом, чтобы обеспечить эффективность ключевых процессов по предоставлению клиентам продуктов и услуг и реализации эффективного управления как всей компанией, так и каждым отдельным бизнес-направлением. Тогда деятельность каждого структурного подразделения будет подчинена требованиям рынка и установленным стратегическим целям».
Совершенствование процессов крупной компании, четкое разграничение зон ответственности и разработка показателей эффективности для менеджеров – задача масштабная и сложная. Поэтому первым этапом ее решения стала диагностика, которая преследовала две основные цели: выявить ключевые проблемы в управлении и процессах, препятствующие реализации стратегии корпорации, и определить направления и приоритеты совершенствования деятельности.
Для формализации существующего состояния корпорации (целей, моделей процессов, организационной структуры, продуктов и услуг) использовался методология и инструментарий платформы ARIS. Диагностика проводилась последовательно по основным компонентам архитектуры бизнеса: цели, продукты, система управления и бизнес-процессы. Анализу подвергались следующие вопросы: выработано ли у топ-менеджеров согласованное понимание стратегических целей корпорации, имеются ли существенные проблемы в развитии организационной структуры с точки зрения системности, каков уровень зрелости бизнес-процессов и соответствует ли он стратегическому видению корпорации. В проект по диагностике системы управления были вовлечены практически все топ-менеджеры «Главстроя»: они участвовали в разработке и согласовании решений, что способствовало успешному выполнению проекта.
По результатам диагностики были выявлены основные проблемы, мешающие эффективному функционированию корпорации, и сформулирован единый план действий по совершенствованию деятельности. В этот план вошли такие проекты, как утверждение и детализация разработанного стратегического видения, определение основополагающих принципов управления корпорацией, совершенствование организационной структуры, а также более четкое разграничение зон ответственности топ-менеджеров по процессам и функциональным областям. Также были сформулированы приоритеты по оптимизации отдельных процессов корпорации.
По словам Ларисы Захаровой, начальника управления анализа и моделирования «Главстроя» и руководителя проекта, в корпорации удовлетворены результатами первого этапа проекта: «Работа консультантов соответствовала нашим ожиданиям, она проводилась на высоком профессиональном уровне. А сам проект говорит о том, что наша корпорация на деле готова к изменениям, и мы планируем, что одним из основных наших партнеров станет компания IDS Scheer».