Проблема заключается еще и в том, что для части россиян виртуальные развлечения в Интернете давно уже стали базовой и едва ли не физиологической потребностью наравне с куском хлеба, объясняют психологи.
Играют россияне в Интернете много и охотно. По данным Mail.ru Group, в 2014 году объем рынка многопользовательских онлайн-игр превысил 28 миллиардов рублей, поднявшись всего лишь за год на 24 процента. При этом за пять лет он вырос ровно в четыре раза.
"Сегмент многопользовательских онлайн-игр действительно растет в последние годы быстрее, чем другие высокотехнологичных сектора. Хотя еще несколько лет назад для этой индустрии рост на четверть можно было считать довольно низким", - рассказал "Российской газете" независимый эксперт в области интернет-технологий Леонид Делицын.
Непрерывное повышение популярности онлайн-игр он объясняет двумя факторами.
Во-первых, у пользователей накопился опыт использования Всемирной паутины, который позволил многим не только научиться заходить в интернет-поисковик, но и находить там игры. Во-вторых, напоминает собеседник "Российской газеты", почти 100 процентов российской молодежи сейчас имеет выход в Сеть, причем зачастую широкополосный, что позволяет ей использовать тяжеловесные и богатые на компьютерную графику сервисы, включая те же игры.
Однако было бы наивно полагать, что онлайн-играми интересуются только совсем молодые люди. По словам Леонида Делицына, возрастная планка среднего российского интернет-игрока неуклонно повышается. По последним подсчетам, его средний возраст 30 лет. Уже сейчас примерно каждый пятый игрок еще старше: их возраст находится в пределах 35 - 44 лет. И этот показатель будет расти по мере логичного взросления и даже старения российской интернет-аудитории, отмечает эксперт.
Будет ли при этом расти сам рынок онлайн-игр, еще вопрос. Многие помнят, что несколько лет назад в России набирал силу и был невероятно популярен рынок рингтонов и картинок для мобильных телефонов, которому предсказывали хорошее будущее. Вот только оно не наступило, и темпы его роста обратились в ноль. "Но вряд ли такая судьба ожидает онлайн-игры. Я думаю, что в 2015 году рынок увеличится еще процентов на 15 - 20. К играм все же привязанность посильнее, чем к картинкам для сотового", - говорит Леонид Делицын.
"Привязанность" в случае с компьютерами, Интернетом и играми слово ключевое. По данным аналитиков, несмотря на снижение доходов, россияне не экономят на двух вещах - еде и компьютерах. Затраты на онлайн-игры также растут - в среднем они составили по итогам второго квартала 2015 года 774 рубля. По оценкам специалистов, 97 процентов покупок цифрового контента в России - это игры. Экономить же россияне начали на совсем других вещах - одежде, обуви, товарах для детей, чае и кофе, бензине и путешествиях.
Это не удивительно, ведь по данным мировой статистики, компьютерной зависимости в той или иной степени подвержены 30 - 40 процентов людей, причем мужчины находятся в особой зоне риска. И в основание классической пирамиды потребностей человека по Маслоу наряду с голодом, жаждой и половым влечением у многих плавно перемещаются Интернет и игры.
"Когда экономика сталкивается с трудностями, то люди начинают поджимать не самые необходимые расходы. Если они продолжают тратиться и на игры, то, значит, их можно сравнить для некоторых с куском хлеба", - говорит доктор психологических наук, заведующий научно-исследовательской лабораторией когнитивных исследований РАНХиГС при президенте РФ Владимир Спиридонов.
По его словам, феномен зависимости от онлайн-игр сравним с зависимостью от алкоголя и наркотиков: в них ищут успешности, подтверждения силы и ловкости. По-видимому, именно это заставляет многих сгонять с одного колена любимую жену, а с другого - любимого кота и спокойно продолжать прокачивание навыков милого сердцу интернет-персонажа. По мнению Владимира Спиридонова, самая главная опасность излишнего увлечения онлайн-играми - это именно обрубание социальных связей с родственниками и друзьями.
Однако у этой медали, как и у любой другой, две стороны. Эксперты считают, что из умеренного увлечения онлайн-играми можно даже извлечь пользу для реальной жизни. По словам Владимира Спиридонова, у людей с нарушениями в образной сфере после насыщения яркими картинками и впечатлениями на ранних этапах могут произойти улучшения.
По мнению же Леонида Делицына, здоровое увлечение онлайн-играми помогает развить навыки работы в команде и в электронной коммуникации. "Хотя исследования показали, что игры влияют на сознание людей, формируя отношение к внешнему миру как к более опасному и враждебному. Но ровно то же самое они показали и в отношении тех, кто смотрит сериалы и даже новости по телевизору", - говорит эксперт.
По его словам, дело еще и в том, что сама аудитория такого информационного продукта в силу своего возраста и воззрений предрасположена к формированию подобного отношения к миру. Так что можно не волноваться - маленькие девочки от онлайн-игр в мрачных и жестоких киллеров не превратятся, успокоил эксперт.
Роман Маркелов