Заместитель начальника управления информатизации администрации Тамбовской области Николай Земской рассказал о структуре системы «электронного правительства». Для взаимодействия с населением с 2008 года в Тамбове открыт многофункциональный центр предоставления услуг (МФЦ), на базе которого была организована работа сети информационных киосков (инфоматов). Через МФЦ на базе единого ЦОД осуществляется также и электронное взаимодействие между пенсионным фондом, единым расчетным центром и управлением федеральной регистрационной службы. Также в регионе доступен портал органов государственной власти и местного самоуправления, а на базе корпоративной телефонной сети работает центр телефонного обслуживания жителей области (5 операторов, к нему подключены также и многочисленные поселковые советы). Основная проблема при реализации политики в сфере информатизации госуправления лежит в области межведомственного взаимодействия. «Не секрет, что зачастую каждое ведомство реализует те электронные проекты и теми средствами, которые ему доступны. В Тамбовской области принято решение отказаться от такого подхода и создать единый центр реализации проектов в сфере информатизации (общая стоимость инфраструктуры составила 22 млн рублей), – рассказывает г-н Земской. – Прежде всего, мы определились с единым региональным оператором инфраструктуры электронного правительства. Далее все будет сводиться к созданию единого центра на базе управления информатизации администрации области, которое и будет устанавливать общие правила игры и стандарты».
Заместитель начальника управления информатизации администрации Тамбовской
области Николай Земской
В 2011 году в Тамбовской области планируется внедрить систему межведомственного электронного документооборота. Однако это будет зависеть от объемов финансирования, и пока не ясно, будут ли дорабатывать уже существующую систему либо закупать новый комплекс. Тем не менее благодаря МФЦ первые результаты такого взаимодействия уже получены, и в дальнейшем к единой системе МЭДО планируется подключить и территориальные органы федеральных ведомств. «У нас создана система юридически значимого документооборота на базе внутреннего почтового сервера с использованием удостоверяющего центра, – продолжает Николай Земской. – Уже сейчас система позволяет регистрировать электронные документы, отслеживать их текущее местоположение и статус, осуществлять контроль от руководителя до исполнителя, а также разрабатывать нормативно-правовые акты». В результате в этом документообороте могут участвовать все региональные структуры, вплоть до администраций районов, а вскоре и поселковых советов. Хотя пока еще не решен вопрос, каким образом последние будут получать сертификаты ключей подписей, но, скорее всего, для них это будет так же бесплатно, как и для всех других госструктур. В заключение г-н Земской рассказал, что до 2008 года каждый орган исполнительной власти области приобретал услуги доступа в Интернет раздельно и выбирал провайдеров самостоятельно. Но в 2009 году была проведена консолидация и тендер, в результате чего стоимость оказания этих услуг снизилась в 25 раз за счет увеличения объемов оказываемых услуг и общего снижения цены.
Начальник управления информационных технологий администрации губернатора Калужской области Андрей Проскурнин также рассказал об этапах реализации программы «электронного правительства». По его словам, для начала было принято решение о создании прочной инфраструктуры, в результате единая корпоративная высокоскоростная информационно-коммуникационная сеть органов власти Калужской области существует уже около 10 лет (безлимитный доступ на скорости 8 Мбит/с обходится в 350 тыс. рублей в год), кроме того, было построено два ЦОДа. В 2008 году была введена в действие система видеоконференцсвязи, включающая в себя 48 терминалов, к которым сегодня подключены все органы исполнительной власти, администрации районов и городских округов. «Система работает достаточно интенсивно – каждую неделю происходит около 10 видеоконференций. Кроме того, осуществляется трансляция всех заседаний правительства и совещаний губернатора, – в результате мы поняли, что за год экономия только на топливе составила около 6 млн рублей и за два года функционирования система себя окупила», – отметил г-н Проскурнин.
Начальник управления информационных технологий администрации губернатора
Калужской области Андрей Проскурнин
Также в Калужской области с 2008 года начала внедряться система автоматизированного документооборота и контроля исполнительской дисциплины. При этом цифровой подписью обладают все руководители, вплоть до начальников отделов, а внутренний электронный документооборот также заверяется ЭЦП. В результате, помимо очевидного снижения затрат на расходные материалы, значительно повысилась исполнительная дисциплина – количество просроченных документов сократилось в 6 раз. На портале государственных услуг Калужской области, который ежедневно посещают 4,5 тыс. человек, можно ознакомиться с деятельностью органов власти региона (онлайн-трансляции) и получить информацию по 122 предоставляемым услугам (113 государственных, 9 муниципальных). Через этот портал можно также лично обратиться к губернатору. Интернет-приемная представляет собой систему, позволяющую сделать запрос или предложение, которые сразу же поступают в систему, обрабатываются, появляются в системе электронного документооборота и проходят весь предусмотренный цикл электронного делопроизводства. Кроме того, по словам Андрея Проскурнина, важную роль в системе информатизации госуправления играет и региональная информационно-аналитическая система, интегрированная с ГИС-технологиями. В результате каждый пользователь, зайдя на сайт администрации области, может оперативно ознакомиться со всеми показателями и информацией по каждому району. В результате размещения на ресурсе актуальной и исчерпывающей информации этой системой очень активно стали пользоваться инвесторы.
Форум «Информационные технологии в госсекторе: регионы»
собрал свою аудиторию
На технических аспектах построения инфраструктуры «электронного правительства» в регионе акцентировал внимание в своем докладе начальник управления информационных технологий администрации Брянской области Фёдор Лозбинев. Он рассказал об опыте построения и развития региональной телекоммуникационной сети для взаимодействия органов федеральной власти и местного самоуправления, реализованной на основе технологии pre-WiMAX. На первом этапе эксплуатации сети планируется реализовать четыре сервиса: видеоконференцсвязь, электронный документооборот, корпоративную IP-телефонию и скоростной интернет-доступ.