По данным управляющего директора J'son & Partners Consulting Михаила Шеховцова, на конец 2011 г. сети кабельного ТВ (КТВ) охватывали 24 млн домохозяйств в России, а уровень проникновения составлял 47%. Михаил Шеховцов отметил, что уровень проникновения КТВ в России неравномерный и в городах с населением 100 тыс. человек и более достигает 70%.
При этом российский рынок платного телевидения по размеру абонентской базы опережает такие страны, как Германия (23 млн домохозяйств) и Великобритания (15 млн), но отстает от США (102 млн).
По прогнозу J'son & Partners Consulting, в 2012 г. среднероссийское проникновение платного ТВ вырастет до 49%, в 2013 г. - до 52%, в 2014 г. - до 56%, в 2015 г. - до 60%, а в 2016 г. достигнет 63%. В крупных городах этот показатель через пять лет составит 90%.
Президент Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) Юрий Припачкин сообщил, что рынок КТВ в 2011 г. в денежном выражении вырос на 20% и составил 1 млрд евро. "Несмотря на имеющиеся проблемы, отрасль развивается: в ближайшие годы рынок КТВ сохранит темпы роста на уровне 15-20%, а операторы продолжат инвестировать в развитие сетей", - сказал он.
По итогам 2011 г. в структуре рынка платного ТВ по технологиям лидировало аналоговое кабельное ТВ (платное и многоканальное социальное), на которое приходилось 56%, спутниковое ТВ заняло 30% доли платного ТВ, цифровое кабельное ТВ - 10%, IPTV - 5%. Михаил Шеховцов уверен, что через пять лет наибольшая доля (32%) будет приходиться на цифровое КТВ, доля аналогового КТВ снизится до 27%, спутникового ТВ - до 29%, доля IPTV возрастет до 12%.
"Рынок IPTV находится на ранней стадии развития, - предполагает Михаил Шеховцов. - Вероятно, что он перешагнет критическую точку, после которой начнется его быстрое развитие, в 2013-2014 гг.".
По данным J’Son & Partners Consulting, в июне 2011 г. в России интернет-телевидением пользовались 41 млн подписчиков, в то время как в США - 183,5 млн, в Германии - 46,6 млн, во Франции - 39,7 млн, в Великобритании и Италии - по 33,7 млн. Такое развитие в России Михаил Шеховцов связывает с ростом уровня проникновения широкополосного доступа (ШПД) и считает, что данное направление будет активно развиваться. В то же время аналитик отмечает, что с точки зрения выручки отечественный рынок пока невелик и составляет $38 млн, но уже в 2016 г. его объем может превысить $320 млн.
"В 2010 г. услугами IPTV "Билайн" пользовались 100 тыс. абонентов, скептики говорили, что в следующем году у нас не получится подключить еще столько же. Однако в 2011 г. компания увеличила абонентскую базу даже не вдвое, а в шесть раз - до 600 тыс. абонентов", - сообщил директор по маркетингу московского региона ОАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") Анатолий Сморгонский. При этом он подчеркнул, что около 80% абонентов используют интерактивные функции, которые дают возможность предоставлять дополнительные платные услуги, что ведет к увеличению ARPU.
Кроме того, Анатолий Сморгонский отметил, что компания прорабатывает планы по выходу с услугой IPTV за пределы сетей широкополосного доступа - "в большой Интернет". По его словам, внедрив технологию OTT (Over the Top), оператор расширит аудиторию подписчиков IPTV как за счет собственных, так и за счет абонентов других провайдеров.
Из данных J'son & Partners Consulting следует, что в 2012 г. проникновение ШПД среди россиян составит 51% и увеличится до 73 млн пользователей, по сравнению с 2011 г., когда проникновение составляло 44% (63 млн пользователей). Михаил Шеховцов ожидает, что к 2016 г. доход игроков рынка IPTV увеличится до $321 млн, из которых $41 млн будет приходиться на рекламу. Для сравнения, в 2011 г. операторы IPTV заработали $38 млн, из которых $2 млн - доходы от рекламы.
Дарья Лютцау