Как стало известно СМИ, одна из презентаций конференции «Цифровая индустрия промышленной России», прошедшая 23 мая, была посвящена программе по развитию систем распределённых реестров, разработчиком которой выступил входящий в структуру «Ростеха» Новосибирский институт программных систем.
Проект готовился к выходу с конца марта по середину мая, за это время участниками процессов по информационному обмену для создания «дорожной карты» стали более 250 специалистов. Тесное сотрудничество разработчиков с представителями рынка, привело к представлению плана мероприятий направленных на развитие технологий обработки больших данных, который включает 48 событий, запланированных до 2024 года. Документ выделяет шесть субтехнологий больших данных и описывает их структуры и процесс развития, и внедрения, а также показатели эффективности. К ним относятся технологии, отвечающие за прослеживание и интероперабельность данных; технологии распределённых хранилищ данных, а также их обработки и утилизации с использованием AI, ML; технологии обогащения данных; технологии, обеспечивающие использование доверенных (качественных) данных для BI; предиктивная аналитика. По мнению НИПС, системы распределенного реестра могут найти применение в сфере бизнеса, а также оптимизируют государственные процессы.
Представители АНО «Цифровая экономика», указанные как одни исполнителей плана «дорожной карты», комментариев не давали.
Для «Дорожной карты» допустимо использовать блокчейн в финансовой деятельности, промышленной и транспортной сфере, а также в государственном управлении. Один из примеров применения распределительных технологий в государственных инфосистемах — при проведении муниципальных выборов и осуществлении контроля расходования бюджетных средств. Эти меры потребуют денежных вливаний в размере от 9 до 14 миллиардов рублей.
Откуда берётся финансовая поддержка проекта «дородных карт» не известно, но совокупно, по всем направлениям программы, расходы доходят до 55–85 миллиардов рублей. Как отмечают в НИПС, большинство решений для разных отраслей в России, создаются на зарубежных блокчейн платформах. Они имеют открытый исходный типа Hyperledger и Ethereum. Такое явление не указывает на зависимость от зарубежных технологий, ведь доступ к исходному коду ограничить сложно. По расчетам НИПС, при успешном решении всех поставленных задач «дорожной карты», отечественные отраслевые платформы смогут выбиться в лидеры, к 2024 году, не только в России, но и во всем мире. Оценки потенциального экономического эффекта от повсеместного использования систем распределенного реестра через 5 лет приблизится к отметке в 782,1 миллиарда рублей, тогда как косвенные могут достигнуть — 853 миллиарда рублей. Такие показатели дают суммарную цифру порядка 1,64 триллиона рублей.
Разработчики, в свою очередь, планируют рост объема рынка технологии в 132 раза за ближайшие пять лет, это составит около 317 миллиардов рублей. В то же время, по мнению представителей Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна, оценить экономический эффект широкого использования технологий распределительного реестра сложно, так как речь идёт не только о ее обновлении, но и о создании новых структур. Проблемы с законодательной поддержкой блокчейна также рассматриваются специалистами как крайне тормозящий фактор. Проект «дородной карты» предлагает принять соответствующие меры по изменению законодательства в 2021 году, однако такая необходимость есть уже сейчас.