Как «МегаФон» анализирует данные 77 миллионов абонентов и интегрирует бизнес с ИТ

«МегаФон» — компания интегрированных цифровых коммуникаций, занимающая ведущие позиции на телекоммуникационном рынке в России и мире. Абонентами оператора являются более 77 миллионов человек. Учитывая объем абонентской базы, неудивительно, что объем базы данных корпоративного хранилища данных ежемесячно растет на 6 ТБ и уже составляет 350 ТБ, а объем кластера Hadoop - 5 ПБ.

Компания «МегаФон» несколько лет успешно использует технологии Oracle для консолидации ИТ-инфраструктуры филиалов и построения корпоративного хранилища данных (КХД) на платформе Oracle Exadata Database Machine. Следующим логичным шагом стали проекты по повышению эффективности КХД и интеграции с кластером Hadoop, организации универсального доступа к данным и развитию корпоративной отчетности для бизнес-подразделений, а также совершенствованию средств управления ИТ-инфраструктурой.

Для этих целей были выбраны технологии Oracle Data Integrator, Oracle Active Data Guard, Oracle Big Data SQL, Oracle Business Intelligence и Oracle Data Visualization, причем запрос на последние два решения поступил со стороны внутренних заказчиков – корпоративной функции компании. «В результате сотрудники «МегаФона» получили возможности, которые позволяют давать бизнес-подразделениям больше данных, отдавать их быстрее и, соответственно, улучшать качество нашей работы и работы всего бизнеса. Например, сейчас есть возможность сохранять данные за больший временной интервал и с большей степенью детализации. Это позволяет более точно принимать управленческие и стратегические, и тактические бизнес-решения», - комментирует Александр Кулагин, руководитель Аналитических сервисов и Корпоративного хранилища данных компании «МегаФон».

Данные доступны бизнесу независимо от того, где хранятся

В КХД консолидируется информация из более чем 50 систем-источников; данные хранятся на программно-аппаратных комплексах Oracle Exadata, на кластере, построенном на технологии Hadoop (о проекте корпоративного хранилища «МегаФона» рассказал на конференции Oracle Cloud Day). Однако организовать доступ бизнес-пользователей на кластер было невозможно из-за действующих в компании политик по информационной безопасности. Поэтому данные, которые требовались сотрудникам бизнес-подразделений, например, для построения маркетинговых моделей, «перегонялись» на Oracle Exadata, что отнимало время и ресурсы ИТ-отдела.

 

 

Для того, чтобы облегчить бизнесу доступ ко всему объему данных, теперь используются Oracle Data Integrator (ODI) - интеграционная платформа корпоративного уровня, которая собирает данные в КХД из гетерогенных источников -  и Oracle Big Data SQL для интеграции данных Hadoop и Oracle Database. Александр Кулагин отмечает, что эти решения «рассматривались в комплексе, потому что мы увидели, что в нашей архитектуре они дают красивое законченное решение». В результате внедрения новых решений бизнес-пользователям доступны данные независимо от того, где они хранятся.

Визуализация: бизнес-анализ без участия ИТ

В инновационной компании «МегаФон» понимают, что для решения задач, возникающих перед бизнесом, важно не только хранить, но и анализировать данные, а также предоставлять результаты в максимально наглядном виде. Теперь в качестве платформы для решения задач бизнес-анализа применяются технологии Oracle Business Intelligence, а для визуализации – Oracle Data Visualization.

Оператор использует для визуализации, в том числе, данные, которые хранятся на кластере Hadoop. Раньше эту информацию необходимо было обогащать данными, размещенными на Oracle Exadata. Технически консолидация данных, хранящихся в разных местах, была возможна, однако на практике требовалось, чтобы сотрудник ИТ обеспечивал процессы переноса данных на кластер, что, по оценкам Александра Кулагина, занимало до 50% рабочего времени каждой задачи по визуализации и требовало соответствующих компетенций в области работы с инструментарием Hadoop. Также возникала задача регулярного контроля полноты и актуальности данных, перенесённых на кластер. Это приводило к повышенной нагрузке на подразделение, отвечающее за контроль качества данных в КХД.

Использование Oracle Big Data SQL сокращает время предоставления данных вне зависимости от источника – теперь сотрудники из бизнес-подразделений могут видеть те данные, которые согласованы с их ролевой моделью. При этом разграничение прав доступа производится на уровне базы данных Oracle. Также, с внедрением нового решения появилась возможность генерировать пользовательские отчеты на основе распределённого запроса, одновременно объединяющего в результате данные из программно-аппаратного комплекса Oracle Exadata и кластера Hadoop.

Решение Oracle Data Visualization, которое было приобретено по запросу бизнес-пользователей, позволяет им самостоятельно строить отчеты и предоставлять данные в удобном для восприятия виде без участия ИТ-отдела, что значительно экономит ресурсы и ускоряет работу.

Выгоды для бизнеса

Как отмечают в «МегаФон», преимущества новых решений не ограничиваются только ИТ и масштабное сотрудничество с Oracle продолжает расширяться. Внедренные решения Oracle позволяют сократить затраты на хранение данных, сроки разработки, и время выхода на рынок, что должно помочь оператору сохранить лидирующие позиции на телекоммуникационном рынке, одном из наиболее высококонкурентных и высокотехнологичных рынков в России.

Автор: Игорь Плотников.

Тематики: Мобильная связь, Интеграция

Ключевые слова: МегаФон, хранение данных, Oracle, ИТ инфраструктура