Международный договор теперь предоставляет особые привилегии только так называемой национальной почтовой администрации, которой назначено ФГУП «Почта России».
Использование зарубежных интернет-магазинов позволяет россиянам существенно экономить на таможенных пошлинах. Например, те же компьютеры при легальном ввозе автоматически дорожают на 10 процентов, не считая торговых наценок импортеров, расходов на логистику и оформление, отчислений «авторского налога» в подчиняемый Никите Михалкову фонд и так далее. Можно купить через Интернет и многое, чего в России просто не найдешь.
В настоящее время каждый россиянин вправе беспошлинно получать ежемесячно международные почтовые отправления общим весом до 31 килограмма с вложениями на сумму до тысячи евро. Но при отсутствии механизма учета поступающих каждому гражданину посылок реально можно ввозить любой объем.
В послании к Федеральному собранию 12 декабря минувшего года президент России Владимир Путин заявил о необходимости «упорядочить интернет-торговлю», поддержав такую инициативу неких «фискальных органов». Министр финансов Антон Силуанов предложил облагать пошлинами все посылки стоимостью свыше 150 евро, другие чиновники сочли такие меры чрезмерными.
Горячий январь
Однако никаких конкретных мер пока не принято. Между тем операторы экспресс-доставки один за другим стали отказываться от пересылки не только заказов из зарубежных интернет-магазинов, но и всех отправлений в адрес частных лиц.
Например, служба DPD прекратила оказывать такую услугу уже с 9 января. «С начала 2014 года Федеральная таможенная служба ужесточила порядок таможенного оформления экспресс-грузов с товарами для личного пользования, следующих в адрес физических лиц, – пояснил «Фонтанке» начальник управления международных перевозок российского подразделения международной компании Евгений Привалов. – Суть нововведений заключается в том, что для таможенного оформления физическому лицу теперь требуется предоставлять оригинал выписки из банка о переводе денежных средств за товар, приобретенный в интернет-магазине, оригинал договора, заключенного с таможенным представителем, а также письмо, подтверждающее личный характер товаров. Кроме того, требуется предоставлять копию паспорта. При этом таможенное оформление происходит путем подачи отдельной пассажирской таможенной декларации в отношении каждого экспресс-груза, а не реестра экспресс-грузов, как это было ранее. Подобный порядок требует значительных временных затрат со стороны получателя, экспресс-перевозчика и самого таможенного органа, что делает таможенное оформление большого количества экспресс-грузов в краткие сроки практически невозможным».
Схожую позицию занял и один из крупнейших перевозчиков – DHL Express. «С 27 января 2014 года компания приняла решение полностью прекратить импорт в Россию всех грузов для личного пользования. С января 2014 года список документов для декларирования экспресс-грузов в адрес физических лиц увеличился и пополнился новыми требованиями. В сложившихся обстоятельствах объемы прибывающих экспресс-грузов значительно превышают количество грузов, выпускаемых в свободное обращение. Для поддержания высоких стандартов обслуживания компания приняла решение о прекращении ввоза грузов для физических лиц из-за границы», – говорит Юрий Шевченко, вице-президент по операционной деятельности DHL Express в России.
Кроме того, на разных сайтах появился скан подписанного главой Ассоциации экспресс-перевозчиков (АСЭП) Владимиром Саркисовым письма от 20 января, информировавшего партнеров о прекращении пересылки спорных грузов всеми операторами (в том числе DHL, DPD, FedEx, Pony Express, TNT, UPS и СПСР). Уже в пятницу АСЭП отказалась от этого заявления, назвав распространенный документ лишь неким проектом (хотя он был подписан и содержал все реквизиты официального документа).
Между тем таможенники категорически отрицают изменение правил. Операторы ссылаются на некий новый приказ, якобы вступивший в силу с 4 января, однако в DPD и DHL затруднились назвать его реквизиты. Журналисту «Фонтанки» также не удалось обнаружить соответствующих нормативных актов в правовых системах и источниках официального опубликования.
Интересную позицию в разгорающемся споре заняло Общество защиты прав потребителей (ОЗПП). Его руководство в знак протеста против введения таинственных драконовских мер по ограничению беспошлинной интернет-торговли предложило бойкотировать внутрироссийские торговые площадки. По мнению руководителя ОЗПП Михаила Аншакова, за введением пошлин, о которых говорил Антон Силуанов, стоит Ассоциация компаний интернет-торговли и ритейлеры, которые «не могут предложить потребителю сравнимый уровень сервиса, цен и качества», а потому путем лоббирования (причем не безвозмездного) в правительстве и Госдуме пытаются вытеснить иностранных конкурентов. Среди «активистов» ужесточения таможенного режима правозащитники называют даже крупнейшую транснациональную площадку – компанию eBay.
Разгадка
Но на самом деле ситуация более прозаичная. Таможенное законодательство действительно предусматривает специальный порядок оформления международных почтовых отправлений, а пересылаемые для личного пользования товары вообще могут не декларироваться. Данный порядок не менялся уже несколько лет.
Однако с середины января на операторов экспресс-доставки такие преференции не распространяются. Дело в том, что 15 января премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение об утверждении Всемирной почтовой конвенции. Именно этот документ предусматривает, что прием, обработку, перевозку и доставку международных почтовых отправлений обеспечивают исключительно национальные почтовые администрации – в нашей стране таковой является ФГУП «Почта России». «Любые отправления, доставкой которых занимаются частные операторы, рассматриваются таможенниками не как почтовые отправления, а как грузы», – пояснили журналисту «Фонтанки» в Северо-Западном таможенном управлении.
Так что таможенные правила не изменились — просто в списке исключения из них теперь осталось только ФГУП «Почта России», скорость и надежность работы которого получили достойное отражение в русском фольклоре («Почта России» – не всё еще потеряно», «Каждое письмо должно быть долгожданным» и так далее). Ведь многие отправления «блуждают» по несколько месяцев или просто теряются. Хотя тот же Всемирный почтовый союз требует от своих членов соблюдения жестких сроков пересылки международных отправлений. Так, со дня прибытия в Россию авиапосылки должны доставляться петербуржцам и жителям других крупнейших городов в течение девяти дней, в иные населенные пункты – 11 дней. Более оперативно те же заказы из зарубежных интернет-магазинов обещает доставлять дочерняя структура ФГУП «Почта России» – EMS Russian Post. Теоретически у получателей есть право взыскать с нерадивых почтовиков как минимум стоимость доставки, однако сложность процедуры предъявления претензий несоразмерна получаемой компенсации.
Антон Одынец