По данным оператора базы данных перенесенных номеров (БДПН), ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт связи" (ЦНИИС), на 1 февраля 2015 г. количество заявок на перенос номера составило 1 462 375, количество перенесенных номеров - 1 001 735.
Обладатели 460 640 неперенесенных номеров получили отказ в предоставлении услуги, причем некоторые из них - по два раза, рассказал ComNews пресс-секретарь Федерального агентства связи (Россвязи) Владимир Калинин. Среди причин отказа - задолженность на счете, неправильно заполненное заявление, отсутствие прав на перенос номера, отмечала ранее пресс-служба ЦНИИС.
"Уже больше года прошло с момента запуска услуги, и количество заявок и переносов с каждым днем увеличивается, что является живым примером востребованности данной услуги, - отметил руководитель Россвязи Олег Духовницкий. - Мы видим, что возможность влиять рублем на нерадивых операторов коренным образом меняет ситуацию на рынке".
Духовницкий подчеркнул, что сейчас нет серьезного разрыва в тарифных планах операторов - все зависит только от того, какую политику ведет оператор. "Когда оператор понимает, что в любой момент абонент может перейти к конкуренту, он старается быть лояльным к потребителю, подстраиваться под его потребности, что порождает конкуренцию за каждый номер и создает комфортные условия для абонентов", - утверждает глава Россвязи.
Между тем игроки рынка отмечают, что результаты внедрения MNP пока очень скромны. "1 млн - это менее одной сотой от общего количества абонентов, которые подключились к операторам "большой тройки", просто купив новую SIM-карту", - объясняет руководитель направления по взаимодействию со СМИ ОАО "Мобильные ТелеСистемы" Дмитрий Солодовников. Он напомнил, что операторы неоднократно говорили о невысоком спросе на MNP.
Услуга MNP интересна только нескольким процентам российских пользователей, соглашается пресс-секретарь ООО "Т2 РТК Холдинг" (бренд "Tele2 Россия") Ирина Рыбакова. "Хотя наши исследования показывают, что об услуге знает подавляющее большинство абонентов, пока количество переходов укладывается в рамки статистической погрешности и не влияет на динамику абонентской базы", - замечает она.
Пресс-секретарь ОАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") Анна Айбашева также сообщила, что общее количество портаций в размере всей абонентской базы невелико. Ее коллега из ОАО "МегаФон" Алия Бекетова ограничилась замечанием, что для корпоративного рынка услуга особенно важна, так как дает свободу клиентам, которым необходимо сохранить номер. О том, что динамика переноса номеров оказалась намного ниже прогнозируемой на момент запуска услуги, сказал и представитель пресс-службы ООО "Скартел" (бренд Yota).
Число пришедших и ушедших пользователей сотовые компании, как и оператор БДПН, по-прежнему не раскрывают. "Мы видим интерес к "МегаФону" и положительную динамику переносов номеров к нам как на массовом, так и на корпоративном рынках", - лаконична Алия Бекетова. "Чувствуем себя уверенно – у нас положительный баланс как на массовом рынке, так и на корпоративном, - также оптимистичен Дмитрий Солодовников. - Мы также видим, что многие наши абоненты, которые переходили к другим операторам, возвращаются обратно".
"В целом на массовом рынке сохраняется паритет по портациям к нам и от нас. В ряде регионов - перевес в сторону переходов к нам, - рассказывает Анна Айбашева. - В сегменте B2B - также перевес к нам". Количество абонентов, пришедших к Tele2 со своим номером, примерно равняется количеству ушедших к другим операторам, вторит ей Ирина Рыбакова. Yota по объему переносимых номеров входит в пятерку ведущих операторов России, однако точные данные не раскрывает, замечает представитель этого оператора.
Из 1 млн перешедших клиентов около 30% стали пользователями "МегаФона", примерно 25% ушли к МТС, "ВымпелКому" досталось около 15%, знает источник ComNews на рынке, знакомый со статистикой переносов. Еще 30% распределяются между остальными операторами, в числе которых "Tele2 Россия", говорит он.
"1,4 млн заявок на перенос номера за один год работы услуги - это немного, всего 0,6% от всей абонентской базы", - подтверждает ведущий аналитик ОАО "Газпромбанк" Сергей Васин. Скорее всего, цифра будет увеличиваться, однако вряд ли процесс приведет к серьезному перераспределению долей рынка, полагает эксперт.
"У любого оператора есть пул недовольных абонентов, и, хотя объем переходов от одного оператора к другому не раскрывается, на мой взгляд, переходы проходят относительно равномерно, - подчеркивает Васин. - Тем не менее услуга повысила бдительность игроков рынка, и стоит ждать дальнейшего усиления качества клиентского сервиса всех операторов".
Сама по себе отмена "мобильного рабства" не оказывает существенного влияния на показатель оттока или динамику мобильной абонентской базы, уверяет аналитик ИХ "Финам" Тимур Нигматуллин. "Например, всего в РФ около 245 млн активных SIM-карт. Соответственно, существующая уже в течение года услуга переноса мобильного номера привела к смене мобильных номеров лишь у 0,4% абонентов, - констатирует он. - При этом показатель оттока в среднем по РФ даже немного снижался".
На взгляд эксперта, наибольший отток в 2014 г. был у "ВымпелКома", наибольший приток – у МТС. В 2015 г. число переносов достигнет 1,5 млн, предполагает Нигматуллин. "Драйвером роста станет приход Tele2 в Московский регион. В последующие годы число переносов стабилизируется на уровне 1-1,5 млн", - резюмировал представитель "Финама".
Услуга MNP заработала в России 1 декабря 2013 г., переходный период длился до 7 апреля 2014 г. После этой даты перенос номера должен занимать восемь дней для физических и 29 дней для юридических лиц. При этом с 1 марта 2014 г. оператор-донор, просрочивший перенос, должен обслуживать абонента бесплатно до его фактического перехода к другой сотовой компании.
Даниил Сидоров