Из 6,3 млн доменных имен в зонах .ru и .рф только 1,2% (около 76 тыс.) охраняются как товарные знаки, говорится в исследовании компании «Онлайн Патент» и КЦ, с которым ознакомился “Ъ”. Среди этих 76 тыс. примерно в 75% случаев владелец домена и правообладатель товарного знака — разные лица. «Это 15,7 тыс. потенциальных доменных споров, количество которых каждый год растет не менее чем на 5%»,— отмечает исполнительный директор «Онлайн Патента» Алина Акиншина.
Кроме того, 84% доменных имен в зонах .ru и .рф принадлежат физическим лицам, что говорит о высокой доле регистраций сайтов на подрядчиков-фрилансеров или внутренних IT-специалистов, считают авторы исследования. По их данным, 225 тыс. действующих на территории РФ товарных знаков не имеют совпадений среди зарегистрированных доменных имен. Таким образом, исходя из цен на домены, верхняя оценка объема потенциального рынка для киберсквоттеров составляет 45 млрд руб., оценивают в «Онлайн Патенте» и КЦ.
«Многие владельцы доменов используют их неправомерно, в таких ситуациях товарный знак может оперативно решить проблему»,— рассуждает доменный инвестор Павел Гросс. Он напоминает, как Сбербанк благодаря владению товарным знаком «Сбербанк России» в 2011 году смог запретить владельцу доменов sberbank.org и sberbank.biz использовать их и взыскал с него компенсацию в 500 тыс. руб. В феврале 2017 года шоумен Павел Воля выиграл дело против компании Karayama Investment Ltd, зарегистрировавшей домен pavelvolya.ru: суд признал это нарушением прав на принадлежащий артисту товарный знак «Pavel Volya». «Также известно, что Олег Тиньков отслеживает ситуацию с доменами в зоне .ru со словом “tinkoff”»,— добавляет господин Гросс.
Но владение товарным знаком не дает стопроцентной гарантии при доменном споре, считает исполнительный директор Reg.ru Светлана Лиенко. «Вопрос о соотношении доменного имени и защищаемых законом объектов интеллектуальной собственности, как правило, законами в достаточной степени не регулируется. Из-за этого большое значение имеют обстоятельства конкретного дела, цель использования домена и позиция суда, рассматривающего спор»,— объясняет госпожа Лиенко. Впрочем, по ее наблюдениям, суды предоставляют все больше инструментов для защиты прав добросовестными владельцами доменных имен. С другой стороны, оставляет желать лучшего грамотность самих представителей бизнеса в вопросах интернет-инфраструктуры: часто в компаниях путают понятия «домен» и «сайт», считая идентичными администратора домена и владельца сайта, констатирует эксперт.
Роман Рожков