Проект стартовал в 2005 г., когда консорциум в составе ГПКС и компании Race Communications победил в конкурсе на создание сети спутниковой связи Сбербанка на базе оборудования Link Star производства фирмы Via Sat (США). Планировалось, что Race Communications установит 500 земных станций спутниковой связи (ЗССС), запустит их в эксплуатацию, а затем компания будет осуществлять гарантийное и послегарантийное обслуживание сети в течение пяти лет.
В Race Communications ComNews рассказали, что в январе 2007 г. была создана пилотная зона сети, состоящая из центральной земной станции (ЦЗС) и 20 терминальных станций, расположенных в Западной Сибири. В качестве космического сегмента сети используется ресурс спутника "Экспресс-АМ2" (80 ВД). По информации Race Communications, испытания по комплексной программе с использованием автоматизированных банковских систем были успешными, после чего началась массовая установка терминальных земных станций в различных регионах России.
"Сейчас смонтировано около 300 станций", - сообщили ComNews в Race Communications. В частности, завершается установка VSAT в Западно-Сибирском банке, Северо-Кавказском, Среднерусском и Восточно-Сибирском банках СБ РФ. Доставлено оборудование и начинаются монтажные работы в Северо-Западном и Уральском банках. Как сообщили в Race, в 2008 г. предполагается установить еще не менее 500 станций. В дальнейшем планируется масштабирование сети спутниковой связи, а также ее модификация с использованием новых версий оборудования и программного обеспечения Via Sat.
Аналитик ИК "Финам" Владимир Сергиевский уточнил, что с 2005 г., когда был проведен тендер, менеджмент банка сменился, но, "судя по всему, команда Грефа не намерена отказываться от сотрудничества с Race". "Cтоимость проекта, скорее всего, составляет $100-200 млн", - считает он.
По наблюдениям игроков рынка спутниковой связи, ГПКС не случайно выступает в качестве генподрядчика спутникового проекта Сбербанка. "Сбербанк и ГПКС связывают долгие отношения, - признает директор компании "Сетьтелеком" Сергей Пехтерев. - С одной стороны, Сбербанк - крупнейший кредитор ГПКС, помогший ему обновить орбитальную группировку спутников серии "Экспресс", с другой, - сети Сбербанка традиционно используют космический сегмент на "Экспрессах".
По информации Сергея Пехтерева, строительство сети было задумано Сбербанком еще в 2003 г. "На мой взгляд, сейчас сроки реализации проекта отстают от первоначальных, - замечает Сергей Пехтерев. - Сама по себе задача установки 500 VSAT в течение одного года на отделениях Сбербанка не является совсем уж элементарной, однако, если это делалось бы, например в 2005 или 2006 гг., я бы, безусловно, снял перед ними шляпу. Но после того как в рамках нацпроекта "Образование" за 9 месяцев были установлены 5500 VSAT для обеспечения российских школ Интернетом, задача выглядит уже не архисложной - в регионах есть сотни инсталляторов, готовых взяться за эту работу". Кроме того, по его словам, на руку ГПКС и Race играют последние решения ГКРЧ и Роспотребнадзора об упрощении процедур регистрации и оформления станций.
В пресс-службе Сбербанка вчера не смогли прокомментировать планы по дальнейшему развитию сети. Известно, что по условиям конкурса ГПКС и Race выступают в качестве инсталляторов сети Сбербанка, а управлять сетью будут уже сотрудники Сбербанка, которые "успешно эксплуатируют первую собственную спутниковую сеть на технологии SkyWAN еще с 1999 г", замечает Пехтерев. Этот факт, по его мнению, исключает использование развертываемой спутниковой сети в коммерческих целях. Также, скорее всего, Сбербанк не откажется от работы с другими операторами спутниковой связи. "Это, например, "Эквант", "Московский Телепорт", которые устанавливают оборудование на востоке России, - перечисляет Сергей Пехтерев. - Ведь в Сбербанке существуют требования, согласно которым помимо основной спутниковой сети должна быть и резервная".
По словам Сергея Алымова, генерального директора компании "РуСат" (сотрудничает со Сбербанком), банк не намеревался отказываться от услуг компании. "Мы построили сеть VSAT для Северного территориального отделения Сбербанка в Ярославской, Вологодской, Архангельской, Костромской и Ивановской областях РФ и не только внедрили ее, но и работаем на ней в качестве оператора, - говорит Сергей Алымов. - И подобные сети построены разными компаниями в нескольких других территориальных отделениях Сбербанка, причем финансирование производилось независимо от центрального отделения". Хотя Race ведет строительство VSAT-сети в интересах Сбербанка в большинстве регионов РФ, Сергей Алымов не считает, что интересы "РуСата" и Race пересекутся. "Сбербанку по соображениям надежности не выгодно строить единую сеть, управляемую только из центрального отделения, - уверен он. - Ведь в этом случае, если один спутник выйдет из строя, то перестанет работать и вся спутниковая система. И Сбербанку целесообразнее посоветовать всем своим территориальным отделениям работать через разных операторов, по одной технологии, той же Via Sat, чтобы в случае чего можно было бы перевести станции на другой борт".
Наталия Веденеева, Анна Афанасьева