«Одним из драйверов роста станет разорение и продажа мелких операторов, которые сейчас контролируют 41% российского рынка ШПД. Этим компаниям сейчас практически полностью перекрыт доступ к заемным средствам, поэтому многие из них скоро исчезнут или сменят владельца», — говорится в отчете банка. За счет этого абонбазу смогут нарастить «дочки» «Связьинвеста», которые, несмотря на уменьшение программы капзатрат, вложат в экспансию на рынке ШПД около 600 млн долл. За счет этого «Связьинвест» увеличит свою долю на региональном рынке ШПД с 47% на конец 2008 года до 51% на конец 2009 года. «ВымпелКом» также выиграет от кризиса. По прогнозу ВТБ, в конце 2009 года он займет 10% национального рынка ШПД, а в регионах его доля составит 7%. Сейчас компания контролирует около 3% регионального рынка ШПД.
«Комстар» намерен развиваться в первую очередь за счет продвижения услуг уже существующим абонентам кабельного телевидения — после присоединения «Стрим-ТВ» компания получила около 2 млн абонентов кабельного ТВ, которые пока не являются пользователями ШПД. Однако оператор не исключает развития и за счет приобретений. Одна из тенденций 2009 года — покупка небольших операторов крупными игроками рынка, считает PR-директор «Комстара» Елена Серегина. «Стратегическая цель «Комстара» — стать номером один на альтернативном рынке связи и ШПД. В 2009 году в новых условиях, связанных с нестабильной рыночной ситуацией, на рынке ШПД открываются возможности для консолидации активов. 2009 год будет характеризоваться активной консолидацией, когда крупные игроки, которые чувствуют себя уверенно на рынке, будут приобретать небольших операторов, владельцы которых готовы продать свою компанию по оптимальной для покупателя цене. Мы ожидаем, что к концу 2009 года наша абонентская база по ШПД удвоится», — заключила г-жа Серегина. По состоянию на конец третьего квартала 2008 года абонентская база услуг ШПД «Комстара» составляла более 1 млн человек.
Антон Бурсак