В экспозиции представлены все книги Ильязда в жанре livre d’artiste с печатной графикой Пикассо, первые футуристические издания Ильи Зданевича тифлисского периода, а также многочисленные экспонаты, отражающие дружеские отношения двух мастеров ХХ века. Основу выставки составляют издания livre d’artiste из собраний Георгия Генса и Бориса Фридмана, а также документы и артефакты из архива Ильязда. Отдельные работы предоставлены Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственным музеем истории российской литературы имени В.И. Даля и Санкт-Петербургским государственным музеем театрального и музыкального искусства.
В юношеские годы в Тифлисе Илья Зданевич и его друзья, восхищаясь творчеством Пикассо, называли его одним из героев анонсируемой ими теории «всёчества». В конце 1921 года Илья Зданевич приезжает в Париж, который становится его домом до конца его дней. Уже в следующем году он становится секретарем, а впоследствии и председателем Союза русских художников в Париже. Под эгидой этого Союза в течение нескольких лет Ильязд занимается организацией знаменитых балов, привлекших внимание всего художественного Парижа. В оргкомитет первого из балов, Fête nuit à Montparnasse, состоявшегося 30 июня 1922 года, наряду с другими вошли Ильязд и Пикассо. В это время происходит их очное знакомство. Имя Пикассо встречается в программах еще трех из семи балов, в организации которых активное участие принимал Ильязд. Для программы бала Grand Transmental Ball, разработанной Михаилом Ларионовым, Пикассо сделал рисунок лошадки, который сохранился, и находится в собрании Пушкинского музея в Москве.
В 1940 году Ильязд издает в жанре livre d’artiste сборник своих сонетов «Afat» с печатной графикой Пикассо. В процессе работы именно над этим изданием формируется их творческий союз, подаривший любителям искусства уникальные издания livre d’artiste Ильязда с печатной графикой Пикассо. В течение последующих тридцати трех лет выходят еще шесть изданий livre d’artiste, специально для которых Пикассо создает серии печатной графики. Еще в двух изданиях Ильязда Пикассо принимает участие вместе с другими художниками. Пикассо, по его же утверждению, практически никогда не делал иллюстрации специально для конкретных изданий и только для Ильязда он делал исключение. При этом Ильязд не просто заказывал художнику серии иллюстраций для своих книг, а буквально диктовал, что именно он хотел бы от него получить. Так продолжалось на протяжении всего их сотрудничества.
Помимо творческого союза на протяжении всех этих лет их связывали дружеские отношения. В конце 1940-х годов Ильязд поселяется рядом с Валлорисом, где Пикассо занимается керамикой, чтобы попробовать свои силы в производстве керамических изделий. Они вместе проводят время, отдыхая на Golfe-Juan beach. Пикассо должен был присутствовать в качестве свидетеля при регистрации брака Ильязда и Элен Дуар-Мерэ в 1968 году. Но в тот день его не было в городе, и эту роль выполнила Жаклин Рок, жена Пикассо. Однако художник изготавливает ироничный офорт с изображением молодоженов специально для извещения об их бракосочетании.
В экспозиции представлено много разного рода свидетельств дружеских и творческих отношений, связывающих этих двух выдающихся мастеров ХХ века. Целый ряд экспонатов зрители увидят впервые. К выставке подготовлен обширный каталог, включающий статьи и все изображения работ Пикассо, созданных им для изданий Ильязда.
Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак:
Выставка «Ильязд & Пикассо» является продолжением ретроспективного показа творчества Ильи Зданевича, состоявшегося три года тому назад в нашем музее. В мировое искусство Зданевич, известный за рубежом как Ильязд, вошел как уникальный издатель livre d’artiste c печатной графикой ведущих художников и скульпторов ХХ века. Особое место среди изданий Ильязда занимает его сотрудничество с Пабло Пикассо. На протяжении многих лет их связывала и личная дружба.
Выставочный проект, подготовленный нами совместно с частными коллекционерами, с которыми музей связывает многолетнее сотрудничество, призван продемонстрировать во всей полноте работы, созданные в творческом сотрудничестве двух мастеров ХХ века. Особое значение имеет для нас возможность показать этот проект в Доме-музее Пабло Пикассо в Малаге, в доме, где родился крупнейший художник прошлого века. В 1991 году наш музей привозил в Малагу графические работы из своего собрания. С особой радостью спустя почти тридцать лет мы возвращаемся в это знаковое для всех любителей искусства место.
Кутор выставки, коллекционер Борис Фридман:
Выставка «Ильязд & Пикассо» впервые столь масштабно представляет совместное творчество и личные отношения таких, казалось бы, разных мастеров ХХ века. В процессе подготовки выставки, при подробном изучении материалов жизни и творчества Ильи Зданевича и неоднократных посещениях его обширного архива в Марселе, мне все чаще и чаще стали попадаться на глаза многократные свидетельства его творческого союза и многолетней дружбы с Пабло Пикассо. Однако убедительных подтверждений этому в обширной литературе о творчестве и жизненном пути художника мне обнаружить никак не удавалось. Именно это обстоятельство подвигло меня к поиску и изучению материалов, связанных с работой Ильязда над книгами livre d’artiste с печатной графикой Пикассо. И чем дальше я продвигался по этому пути, тем все больше и больше прояснялись обстоятельства, являющие собой очевидность особых отношений дружбы и творчества, сложившихся между Ильяздом и Пикассо.
Вице-президент группы компаний ЛАНИТ по социальным проектам Елена Генс:
Эта выставка – первая после ухода моего отца, Георгия Генса, которая откроется уже без него. Тем больше ее эмоциональное значение для нас. Нам очень важно понимать, что то, что он делал, продолжается, и вносить свой вклад. И мы очень рады, что коллекция живет и что наше творческое взаимодействие с Пушкинским музеем тоже растет и развивается.
Выставка была задумана еще при жизни отца. Очень жаль, что он не застал этот первый международный выезд своей коллекции, но то, что это получилось, – один из лучших способов еще раз его вспомнить. Наши работы начали путешествовать по миру, – это новый большой этап для нас. Я очень благодарна Борису Фридману и Марине Лошак за то, что они сделали это возможным. Для меня большая честь и ценность – продолжать не только начатую папой работу, но и теплую творческую дружбу с такими вдохновляющими людьми. Выставка, которую мы сейчас делаем, – тоже иллюстрация многолетней творческой дружбы, получилось почти символично.