В первую очередь планируется оптимизировать предоставление так называемых приоритетных услуг. К ним, в частности, относятся оформление и выдача российских и загранпаспортов, регистрация россиян по месту пребывания и месту жительства, зачисление детей в общеобразовательные учреждения, прием и выдача документов о государственной регистрации заключения брака и его расторжении, запись на прием к врачу, прием налоговой декларации, регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, прием квалификационных экзаменов на получение водительских прав, государственная регистрация прав на недвижимость, назначение и выплата детских пособий, прием заявлений об установлении пенсий и так далее. Правда только, график перехода на предоставление таких приоритетных услуг в электронном виде будет готов к концу 2014 года, а сроки его реализации в «дорожной карте» не указаны.
Общая цель проекта – повысить качество сервисов. Все процедуры должны отвечать обоснованным ожиданиям граждан, сформированным благодаря их опыту взаимодействия с коммерческими организациями (интернет-магазинами, банками и так далее). Для улучшения качества интерфейсов государственных сайтов предлагается проводить опросы и формировать фокус-группы. Также должны быть минимизированы временные затраты на регистрацию на порталах, обучение работе с новыми технологиями. «Заявителю необходимо предоставлять удобные сервисы идентификации и аутентификации, навигационные и поисковые сервисы, информацию о доступных ему услугах, в том числе в привязке к жизненным ситуациям, контекстные подсказки, сервисы автоматизированного заполнения форм заявлений с использованием персональных данных и иных сведений, доступных органу (организации)», – отмечается в документе.
Отдельная подпрограмма – формирование единых баз сведений об образовании, об ученых степенях и ученых званиях. Такие информационные ресурсы планируется сделать доступными уже в следующем году.
В то же время внедрение реальных мер по упрощению доступа граждан к Единому порталу предоставления государственных и муниципальных услуг gosuslugi.ru, предложенных Дмитрием Медведевым почти год назад, вновь откладывается. Только в 2015 году регистрацию пользователей начнут оформлять в почтовых отделениях, чуть раньше – в многофункциональных центрах (МФЦ).
Чиновники надеются, что благодаря принятым мерам к 2018 году доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде, увеличится с 35 до 70 процентов.
Отметим, что на сегодняшний день регистрация на Едином портале формально является бесплатной, для этого необходимо обратиться в офисы «Ростелекома» или получить ключ заказным письмом. Однако для получения доступа ко многим сервисам необходимо оформить квалифицированную электронную подпись (стоимость носителя – около 600 рублей). Проект внедрения универсальных электронных карт (УЭК), которые с 2012 года планировалось выдавать всем россиянам, де-факто приостановлен: петербуржцы, подавшие заявления на получение «суперкарт» даже в прошлом году, до сих пор их не получили.