Microsoft, будучи публичной компанией, чьи акции торгуются на фондовой бирже, обязана регулярно предоставлять показатели своей финансовой деятельности в американскую комиссию по ценным бумагам, что она и сделала по завершении первого квартала 2015 года. Убыточность мобильного подразделения стала неприятным сюрпризом для инвесторов, ведь ранее, в ежегодной телефонной конференции с Уолл-стрит, финансовый директор компании Эми Худ ни словом не обмолвилась о грядущих списаниях и лишь упомянула о необходимости снижения затрат мобильного подразделения, а также о том, что точка безубыточности по нему не будет достигнута к 1 июля 2016 года, как планировалось ранее.
Несмотря на рост продаж Lumia на 18% в первом квартале 2015 года, что, по словам генерального директора Microsoft Сатьи Наделлы говорит о правильности выбора этого рынка, производственные издержки очень высоки и требуют снижения.
Затраты превысили выручку в $1,4 млрд на $4 млн, то есть на каждый проданный Microsoft смартфон приходится 12 центов прямого убытка. И это без учета затрат на маркетинг и научные разработки в этой области.
«В сегменте смартфонов присутствует высочайшая конкуренция. Многие компании, инвестирующие ежегодно миллионы долларов в маркетинг, исследования и разработки, тем не менее испытывают сложности с тем, чтобы оставаться востребованными и периодически теряют деньги, — комментирует ситуацию Наталья Виноградова, старший аналитик исследовательской компании IDC. — В самом сегменте смартфонов наблюдается постепенное замедление темпов роста, что приводит к сокращению количеств поставляемых и продаваемых устройств, а вместе с тем — к снижению выручки от их реализации. Основными телефонами в продуктовой линейке остаются бюджетные аппараты. Выпуск устройств начального и среднего уровня и отказ от реализации более дорогих флагманов способствуют сокращению прибыльности бизнеса».
В пояснениях к цифрам аналитики Microsoft говорят о все возрастающих рисках и высокой степени неопределенности на мобильном рынке, а также о размытости рыночного сегмента компании, продающей устройства в среднем и низком ценовых диапазонах. В силу этого рыночная оценка мобильного бизнеса Microsoft должна быть снижена по сравнению с той, что записана в бухгалтерских книгах. Другими словами, как говорит независимый финансовый аналитик Бен Томпсон: «Надо ожидать огромного списания в убыток в ближайшем времени. Жди беды!»
При покупке подразделения мобильных телефонов Nokia в сентябре 2013 года приобретение было оценено в $5,46 млрд в силу большого положительного эффекта от объединения активов двух компаний, нематериальные активы Nokia составили еще $4,51 млрд. Таким образом, Nokia было выплачено около $7,9 млрд.
Надо сказать, что Сатья Наделла и другие члены совета директоров сопротивлялись сделке, и первый вариант соглашения, в котором предусматривалась покупка не только подразделения сотовых телефонов, но и картографического направления, был заблокирован. Однако потом Наделла встал на сторону Балмера. В принципе, в этом была логика, если Microsoft хотела продолжить конкурировать на мобильном рынке, без чего под угрозой оказывалось ее пока еще доминирующее положение на рынке операционных систем.
И этот рынок до сих пор очень важен для Microsoft.
«На мировом и российском рынках продаж смартфонов и планшетных ПК сейчас полностью доминируют устройства под управлением Android и iOS. Доля продаж смартфонов под управлением Windows Phone составляет в мире менее 3%, в России — около 4%, — говорит Евгений Альминов, руководитель департамента сотовой связи и цифровых устройств J'son & Partners Сonsulting. — С одной стороны, это очень мало, с другой — Windows Phone сейчас является единственной более или менее успешной альтернативой Android и iOS на рынке мобильных операционных систем.
При этом многие поставщики мобильного контента заинтересованы в том, чтобы рынок мобильных экосистем был более конкурентным, т.к. с ростом влияния Google и Apple гиганты начинают диктовать поставщикам контента свои условия по распределению прибыли, а некоторым вообще закрывают путь к предустановке софта на мобильные устройства, договариваясь с производителями смартфонов и планшетных ПК».
«В этой ситуации развитие альтернативных мобильных операционных систем оказывается выгодно в первую очередь поставщикам контента и в конечном счете — его потребителям, — считает Альминов. — Microsoft может воспользоваться этим фактором, например, заключив альянсы с крупными поставщиками контента на глобальном и локальных рынках, в том числе и российском, по предустановке софта на свои мобильные устройства. В результате это может принести дополнительные доходы для развития всего мобильного бизнеса Microsoft».
«Сегмент смартфонов является важным для компании Microsoft, она активно и успешно работает над внедрением облачных сервисов, над разработкой нового программного обеспечения, над размыванием границ и созданием единой интегрированной экосистемы устройств с переходом от ПК к планшетам и смартфонам, — соглашается Виноградова. — Выход Windows 10 и устройств премиум-класса должно положительным образом сказаться на позиции Microsoft в мобильном сегменте. Компании также предстоит провести серьезную работу по дальнейшему сокращению затрат. В ближайшие несколько месяцев будет окончательно ясно, сможет ли Microsoft преодолеть сложности с окупаемостью Nokia или эта сделка навсегда останется в корпоративный истории в качестве неприбыльной инвестиции компании».
Почему же аналитики так уверены, что списание убытков будет? Дело в том, что с Microsoft подобное происходит уже не впервые. В июле 2012 года корпорация уже списывала в убыток затраты на приобретение онлайновой рекламной компании aQuantive, поглощенной Microsoft в 2007 году за $6,2 млрд, что было самым крупным ее приобретением на тот момент. Как и в случае с Nokia, этой покупкой редмондская компания пыталась защитить свой рынок от Google.
Чем же так страшно списание затрат в убыток? До того как это произойдет, потери покрыты в рамках текущих денежных потоков из каких-то других источников, например заемных, а менеджмент компании видит перспективы роста прибыли и компенсации этих потерь в ближайшем будущем.
Списание в убыток — это, по сути, признание ошибок менеджмента и фиксация потерь, которые уменьшают прибыль на каждую акцию компании. Таким образом, доверие фондового рынка к ней падает, акции начинают дешеветь, а значит, компания не сможет привлечь с фондового рынка финансовые ресурсы, необходимые ей, например, для захвата новых рынков и борьбы с конкурентами.
А для восстановления доверия рынка потребуется продолжительное время. Это не очень хорошие новости для Microsoft, которой может потребоваться действовать быстро, масштабно и эффективно на том же европейском рынке, если антимонопольное разбирательство ЕС против Google увенчается успехом.
Убыточность мобильного бизнеса Microsoft сильно контрастирует с отличными показателями квартальной отчетности Apple, которая увеличила доход на 27% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до $58 млрд, а чистую прибыль — на 35%, до $13,6 млрд. Эти показатели достигнуты за счет продажи iPhone и быстрого роста доли в Китае, где продажи этого смартфона выросли на 71% и превысили американские показатели. Microsoft со своей продукцией конкурировать на этом рынке будет невероятно трудно. При этом Apple не помешал «встречный ветер» сильного доллара, из-за которого компания из Купертино не досчиталась 6% доходов, а также падение продаж iPad на 23% из-за того, что их рыночную долю отбирают фаблеты.
Apple нарастила объем свободных денежных средств до $194 млрд и собирается увеличить фонд выплат акционерам на 50%. До 2017 года инвесторы получат $200 млрд, и еще $140 млрд будут направлены на выкуп компанией своих акций (ранее на это закладывалось $90 млрд). Совет директоров Apple решил также увеличить квартальные дивиденды по акциям на 11%, до $0,52. Неудивительно, что рынок высоко оценивает акции корпорации. Перед публикацией квартальной отчетности в ожидании хороших новостей акции Apple выросли на 1,6%, до $134,52.
Алексей Короткин, Дмитрий Бевза